Для отечественного ТВ это абсолютный рекорд. По этому случаю «АиФ. ТВ Гид» решил вспомнить и разобраться, как начиналась эпоха сериалов и как эти самые сериалы эволюционировали.
Наше «немыло» очень мило
Принято считать, что первыми сериалами, с которыми познакомился отечественный зритель, были «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя». В общем-то это утверждение верно лишь отчасти. Всё-таки это не совсем сериалы, а скорее многосерийные телефильмы, снятые по законам большого кино. Что такое настоящие мыльные оперы, российский зритель узнал всего 20 лет назад, когда на экранах появилась ОНА - «Рабыня Изаура»!
Этот бразильский сериал стал настоящей «бомбой» для сознания миллионов соотечественников. Страдания юной рабыни стали предметом обсуждения почти всей страны. В «изауропомешательстве» нас переплюнули, пожалуй, только венгры и кубинцы. Во время показа сериала в Венгрии зрители стали собирать деньги на то, чтобы выкупить Изауру из рабства, а на Кубе по просьбе пилотов и пассажиров меняли расписание самолётов, чтобы люди успели посмотреть очередную серию. У нас после показа «Рабыни» народ стал называть свои дачные участки не иначе как «фазенда», а двоюродных сестёр и братьев - кузинами и кузенами. Для отечественного ТВ показ «Рабыни Изауры» - кстати, в изрядно сокращённом варианте - стал экспериментом. Несмотря на то что эксперимент оказался удачным, продолжать его решились не сразу.
Родная Марианна
Кстати | |
---|---|
Несмотря на то что латиноамериканские «мыльные оперы» отечественные ТВ-боссы давно уже не закупают, предпочитая создавать свой продукт, без западных идей у нас обойтись пока не могут. Сегодня актуальна практика покупки прав на адаптированную постановку. Так, например, некогда суперпопулярный сериал «Не родись красивой» - это русская версия колумбийской теленовеллы «Бетти-дурнушка», а сериал «Татьянин день» - наша версия колумбийской же «Войны роз». Так полюбившаяся зрителю «Моя прекрасная няня» - адаптация американского сериала «Няня». «Побег», «Счастливы вместе», «Маргоша», «Огонь любви», «Принцесса цирка», «Монтекристо» - эти и многие другие многосерийные истории были куплены на Западе и сняты под чутким руководством западных консультантов. |
Зарубежные кинопрокатчики предлагали запустить в эфир мексиканский сериал «Богатые тоже плачут» - историю любви бедной девушки Марианны и богатого ловеласа Луиса Альберто. Заведующие кинопоказом на центральном ТВ категорически не хотели ставить этот «ужас» в эфир. После «Рабыни Изауры», где была классическая литературная основа, богатые исторические костюмы и декорации, сериал «Богатые тоже плачут» казался нашим телередакторам каким-то убожеством, где герои только и делают, что странно таращат глаза, истерично рыдают и переливают из пустого в порожнее. В итоге было решено показать несколько серий, которые кинопрокатчики предоставили абсолютно бесплатно. Что было дальше - многие хорошо помнят. Через пару недель страна, позабыв об Изауре, следила за переживаниями Марианны. Зритель требовал «продолжения банкета», и он его получил. Вслед за «Богатыми…» один за другим телеэфир заполняли сериалы «Дикая Роза», «Просто Мария», «Тропикана», «Жестокий ангел» и прочие… Народ запоем смотрел, обсуждал и называл эти мыльные оперы бесконечными. То, что история в 250-300 серий, - это совсем немного, зритель понял после того, как начался показ 2137-серийной «Санта-Барбары» - сериала, название которого стало у нас именем нарицательным. К середине 90-х заокеанские сериалы настолько прочно вошли в отечественный эфир и сознание граждан, что, казалось, они останутся там навсегда. Во всяком случае, в то, что российским кинопроизводителям удастся когда-нибудь снять что-то конкурентоспособное латиноамериканскому «мылу», у нас почти никто не верил. И напрасно…
Россия украинского качества
Сегодня больше 90% сериалов, идущих в нашем телеэфире, российского и украинского производства (большинство многосерийных проектов отечественные «мылопроизводители» предпочитают снимать на Украине, поскольку это дешевле). «Сейчас технологии производства «телемыла» - что у нас, что в Латинской Америке - абсолютно одинаковы, - говорит продюсер, член Российской академии ТВ и Международной ТВ-академии «Эмми» Илья Неретин. - Что касается содержания, то по своей сути оно, думаю, также мало отличается. Всё это, разумеется, пришло к нам не сразу. Знаю, что, например, родоначальник и главный продюсер отечественного «телемыла» много ездил по латиноамериканским студиям, чтобы изучить процесс. Нужно было понять, куда и как ставятся камеры, как пишется сценарий, на какие сроки в производстве нужно ориентироваться, как монтировать, и множество других вещей. Всему этому мы научились, так же как научились снимать многосерийные телефильмы, которые часто ошибочно причисляют к «телемылу». Действительно, сегодня в противовес низкосортным сопливым «мылодрамам» сформировался отдельный жанр «мини-сериал» (в 8-12 серий), который так же, как и, например, «Семнадцать мгновений весны», снимается по законам полнометражного прокатного кино. «Ликвидация», «Исаев», «Фурцева», «Дело гастронома № 1», «Бригада», «Идиот», «Мастер и Маргарита» и прочие - удачных примеров уже немало.
Отдельно стоит сказать о сериалах, живописующих будни стражей порядка и медиков. Многосерийные истории о жизни и тех и других неизменно имеют у зрителей большой успех. Ситуация довольно парадоксальная, учитывая, что полицейских рядовые граждане попросту боятся и, мягко говоря, не слишком уважают, а врачам по меньшей мере не доверяют.
Жанр сериала долгое время считался у нас низкопроб-ным даже среди самих кинематографистов и актёров, которые в этих сериалах снимались. Сегодня все уже понимают: сериал сериалу рознь. Многие эксперты во всём мире говорят о том, что сериалы сейчас зачастую интереснее и качественнее дорогих голливудских фильмов.
Что с ними стало... |
|
Луселия Сантос (Изаура). Сериал «Рабыня Изаура» стал для неё дебютом. На тот момент ей было 18 лет. После она продолжила съёмки в сериалах, однако свой первый успех повторить не смогла. Есть сын. Дважды была замужем, но сейчас в разводе. В мае этого года отметила 55 лет. | |
Вероника Кастро (Марианна). Сериал «Богатые тоже плачут». За 25 лет карьеры снялась в 25 сериалах. Выпустила множество сольных музыкальных дисков, ведёт шоу на мексиканском ТВ. У Вероники два сына, но она никогда не была замужем. 19 октября актрисе исполняется 60 лет. | |
Рохелио Гера (Луис Альберто). Сериал «Богатые тоже плачут». Много снимался в полнометражных художественных фильмах. Женат третьим браком. Растит пятерых детей. | |
Виктория Руффо (Мария). Роль в сериале «Просто Мария» разрушила её брак. Супруг не смог смириться с обрушившейся на неё славой. Сейчас замужем за известным мексиканским политиком. В 43 года родила двойню. В этом году актрисе исполнилось 50 лет. | |
Тонье Маури (Хосе Игнасио). Роль в сериале «Просто Мария». Много лет является секс-символом Мексики. На родине 43-летний Тонье больше известен как певец. Он счастлив в браке, по-прежнему появляется в телесериалах, продюсирует их и поёт на сцене. |