На канале ТНТ стартовал новый комедийный сериал со звучным названием «ЧОП». В двух словах — это история о бестолковых охранниках частного охранного предприятия, которые всё время попадают в нелепые ситуации и с трудом выпутываютсяиз них. «АиФ» поговорил с продюсером Антоном Щукиным, который, помимо сериала «ЧОП», продюсировал такие известные проекты, как «Физрук» (ТНТ), «Реальные пацаны» (ТНТ), «Воронины», «Восьмидесятые» и многие другие.
— Антон, «ЧОП» — это абсолютно оригинальный сериал, или вы ориентировались на какие-то западные аналоги?
— Это абсолютно российская история, не основанная ни на каких форматах… Абсолютно оригинальный сценарий! И мне сложно сказать, какие из западных сериалов, что я видел, похожи на «ЧОП». Идея моя, но реализовать её удалось не сразу. Первый вариант сценария, который мы написали со сценарной группой, мне не нравился. История получалась слишком брутальная в плохом смысле, несмешная. Всё было слишком серьёзно, без иронии. А потом я как-то увидел в интернете шоу Дениса Кукояки, Кирилла Трифонова и Александра Шулико «Полицейские будни». Там не было истории как таковой, но интонации были мне близки. Мы встретились с ребятами, и я предложил им написать новый вариант сценария проекта «ЧОП». В итоге мы довольно быстро написали первую серию, сняли «пилот» и предложили каналу.
— Извиняюсь, может быть, за совершенно дурацкий вопрос, но как проходили сами съёмки?
— Съёмочный процесс у сериала «ЧОП» был очень необычный, потому что актёры на площадке очень много прибавляли к сценарию. У нас получилось какое-то сумасшедшее количество отснятого материала, который не вошёл в финальный монтаж. Иногда очень жаль бывало, что не удавалось вставить всё смешное, что получилось снять.
— Несмотря на то, что понятия «ситком» и «сериал» существуют в сознании зрителя давно, никто толком и не отличит ситком от сериала, если там нет, например, закадрового смеха. Вот, скажем, взять проекты «Физрук» и «Интерны» — это ситкомы или сериалы?
— Ситком — это американская технология съёмки, которая предполагает наличие зрителей в зале, которые смотрят разыгрываемую комедию и смеются. То есть это не просто наложенный смех, а смех реальных зрителей, как в театре. Так, например, до сих пор снимаются «Два с половиной человека», «Теория большого взрыва» и куча других шоу. Всё остальное называется однокамерная комедия. Если вы смеётесь — значит, это комедия, если плачете — драма. При этом сегодняшние сериалы более сложно устроены, чтобы быть просто комедией или просто драмой. Взять даже прекрасное советское наследие — фильмы Рязанова, Гайдая, Данелии. В их комедиях тоже всегда есть сцены, которые заставляют зрителя сопереживать, переживать драму.
— Вы автор идеи и продюсер сериала «Физрук» на ТНТ. Почему одних зрителей он бесит до ужаса, а я знаю таких, а другие его смотрят взахлёб, пересматривают, обсуждают? Чем объяснить успех этого проекта?
— Любое шоу, которое имеет преданных зрителей, обязательно имеет и преданных ненавистников. Я считаю, это признаки того, что шоу работает. Сегодняшнее время диктует хейтерские мотивы и настроения — людям приятно что-то обругать, раскритиковать, оплевать.
— На этапе идеи, сценария, съёмок возможно ли понять, насколько проект окажется удачным?
— Когда ты много пишешь и работаешь, появляется ощущение, что ты в чём-то разбираешься. Но очень важна комбинация времени и места выхода, это очень мощные факторы. Надо быть самонадеянным придурком, чтобы думать, что что-то может быть понятно на этапе сценария или съёмок.
— Вы наверняка знакомы с западными ситкомами, сериалами для семейного просмотра — есть ли у них какие-то отличия от российских аналогов?
— На Западе это более серьёзная индустрия. Самое главное — это то, что там соблюдается очень правильная пропорция количества производимого продукта на единицу времени. Зритель готов любить и смотреть сериал не по 20 эпизодов в месяц. На Западе делают 12–16 серий в год, они быстрее получают фидбэк, есть возможность реагировать в сценариях, в работе над своим продуктом, отвечать на появившиеся вопросы. Это более сбалансированная, правильная, трезвая структура. Минимум, что у нас удаётся, — это полгода писать, полгода снимать, полгода постпродакшена, и потом всё «выстреливает», выходит в эфир за один месяц. Это тяжело и продюсерам, и сценаристам. Да и зрителям тоже… У них накопительный эффект мгновенно происходит, без всякого ожидания — раз и посмотрели 4 серии в неделю.
— Сегодня многие режиссёры и продюсеры говорят о кризисе свежих идей. Однако в жанре сериала сегодня всё больше появляется экспериментальных проектов. Насколько это рискованно и насколько это работает?
— Я считаю, что ТВ — это прекрасная площадка для того, чтобы реализовывать новые и смелые идеи. Телевидение — это самый доступный способ достучаться до зрителя. Мне кажется, за последние 5 лет скорость, с которой растёт телевидение и качество продукта, постоянно увеличивается. Хотелось бы, чтобы так было и дальше… Это, естественно, скажется на том, что будут появляться какие-то специализированные, нишевые продукты, которые будут интересовать самых привередливых зрителей.
— Разве не проще купить права на проверенный, обкатанный в самых разных странах мира сериал и снять свою версию? Удачных примеров адаптаций предостаточно — «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Счастливы вместе», да хоть бы «Родина», кстати…
— Неудачных примеров тоже достаточно. Это обыкновенная мировая практика. Американцы адаптируют кучу шоу — из Британии, из Скандинавии. Та же «Родина» — это израильский формат, который адаптировали в Америке. Ещё не настала та эра, когда не важно, где произведён продукт. Есть разные примеры. Скажем, российская адаптация сериала «Как я встретил нашу маму» получилась неудачной. С другой стороны, российская судьба таких проектов, как «Воронины», «Моя прекрасная няня» и ряда других, сложилась удачно. Это сложная практика, которая требует очень неформального подхода.
— Ещё лет 10–20 назад, если не ошибаюсь, сериалом считалось зрелище серий на 150, условно говоря. Сегодня сезон того или иного сериала порой укладывается в 8–16 серий. Чем это можно объяснить?
— Я бы хотел, чтобы сериалов делалось больше, но они бы производились медленнее. Как художнику, как сценаристу, мне было бы приятно видеть материал не так сжато. У нас у зрителей получается перенасыщение, ты не можешь верить в драму «Физрука» каждую серию. Поэтому в начале недели ты смеёшься, в середине недели что-то случается, и в конце происходит что-то такое, что даёт крючок на следующую неделю. Приходится разбавлять плотность рассказа, иначе произойдёт коллапс. Приходится придумывать подход. А представьте, что вы в понедельник пойдёте в МХТ, во вторник — в Ленком, в среду — в Моссовет, а в четверг — в Театр Маяковского. И так 20 дней подряд. У вас просто лопнет голова. Отчасти у телезрителя уже лопается голова, но он хочет посмотреть всё и сразу, всю историю до конца. Это все каналы должны договориться, чтобы не было преимущества у того, кто сразу 20 серий выпускает. И зритель от этого только выиграет. Потому что получит более специальный продукт.
— Люди жалуются на нехватку времени, ритм жизни ускоряется, при этом сериалы сегодня востребованы как никогда ранее. Чем бы вы это объяснили?
— Я думаю, что пока у нас есть телевизор в каждом доме, сериалы, несмотря ни на что, будут оставаться любимым способом времяпрепровождения очень большого количества людей. Единственное, хотелось бы, чтобы качество этих сериалов росло…
Смотрите также: Лучшие российские сериалы →