Примерное время чтения: 12 минут
2580

Запретный «Плот» сладок. Почему Юрий Лоза не разрешает петь свои хиты

Юрий Лоза.
Юрий Лоза. www.globallookpress.com

«Петь будут Иван Ургант и Михаил Галустян. А вы будете хлопать в ладошки, радоваться и серпантин запускать», — сказали Юрию Лозе, пригласив на запись концерта на ТВ.

Композитор, певец, поэт, музыкант Юрий Лоза в преддверие своего сольного апрельского концерта ответил на самые острые вопросы aif.ru.

«Зачем учить физику»

Ольга Шаблинская, aif.ru: — Юрий, ваш шлягер «Плот» любим публикой порядка 40 лет. Вы когда-нибудь задумывались, почему именно эта песня стала такой популярной, а другие мега-хитами не стали? Ведь у вас много хороших мелодичных композиций.

Юрий Лоза: — Во-первых, «Плот» был в «Песне года» 1989 года. Тогда это было действительно знаковое мероприятие, после него песни шагали в народ. Сейчас последняя «Песня года» прошла, хоть одна песня вышла за пределы этой передачи? Нет, все там и остались. Во-вторых, «Плот» стал мега-популярным, потому что эфир пошёл вслед за выходом моей пластинки, которая разошлась двумя миллионами экземпляров. Хотя у меня другие песни ничуть не хуже, но они не были так раскручены. А раскрутка сейчас важнее самого произведения. Сейчас недостаточно нарисовать «Мону Лизу» — надо, чтобы эта «Мона Лиза» была распиарена хорошенько, чтобы о ней популярный блогер высказался, чтобы её окружил шлейф скандалов, чтобы её украли и нашли.

Мы как-то сидели на передаче у Андрея Малахова, когда они чествовали и облизывали тиктокеров — Даню Милохина, Клаву Коку и всю эту команду. Мол, это новая культура. Учили Малахова ручками шевелить в такт музыке — то, что они называют танцем. А потом мне дали слово. Ну я и сказал: «Ребята, вот смотрите, Даня Милохин только что сказал, что зарабатывает в месяц 5 млн рублей. А теперь представьте ситуацию. Растёт ребёнок, ему отец говорит: „Иди учи физику“. А он отвечает: „Папа, ты ведь хорошо учился. И сколько ты зарабатываешь? 50 тыс. в месяц? А Даня Милохин, который не учил физику, ничего не знает, тупой, как валенок, человек даже без зачаточного интеллекта, зарабатывает 5 млн. Так, может быть, надо учиться рожи корчить, как Даня Милохин, или ручками двигать, как Клава Кока, для того, чтобы хорошо зарабатывать, а не физику учить?“»

— Что нового происходит в вашей творческой жизни сейчас?

— Вышел новый альбом на виниле «Крик души» — это 10 новых песен. Послушать вживую их можно на моём сольном концерте, который состоится 26 апреля в ДК Салют на улице Свободы. Я всегда исполняю определённое количество свежих песен, но их не должно быть более 25%. Это мировая практика, все артисты используют один и тот же приём: поют хиты, ради которых зрители пришли, и дают какую-то часть новой информации. Если вы споёте больше четверти, слушатели начнут напрягаться, восприятие неизвестного контента всё равно требует усилий. Новую песню надо слушать, чтобы понять — нравится тебе или нет. А старый хит все стадии уже прошёл. Вы можете ему подпевать, подхлопывать, подтанцовывать. Поэтому новыми песнями нельзя перегружать на концертах.

Также 7 апреля в Театре Российской Армии буду участвовать в благотворительном концерте «Преклоняем колени перед подвигом вашим» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В госпиталях выступаю для раненых.

«Я уже не мог этого терпеть»

— Почему по ТВ и на радио не слышно ваших новых песен?

— Я под негласным запретом. Первый канал перекрыл мне всё, что можно. Я с ними конфликтовал: они без моего ведома отдали петь «Плот» девочке в «Голосе»: «А что тебе Юрий Лоза сделает, пой». И она спела. Хотя они знали прекрасно, что я всем запрещаю.

Во время того исполнения «Плота» все судьи «Голоса» хохотали — рэпер Вася, Валера Сюткин... «Представляем, как Лоза сейчас сидит и исходит от злости — он запретил петь „Плот“, а песню всё равно спели! Будет ещё всякий Лоза запрещать нам!»

 Как вы отреагировали?

— Я подал на них в суд и выиграл. Имиджевые потери, конечно, в разы больше. Но я не мог уже терпеть, мне надоело всё это слушать.

Хотя, надо сказать, Первый канал и раньше меня особо не звал. Меня они однажды пригласили на новогодний концерт. Я ответил: «Конечно, у меня есть замечательная новогодняя песня „Вот и прошёл год“. Она ещё ни разу не звучала в эфире». — «Нет, Вам петь не надо. Надо сидеть за столиком, серпантинчик бросать, хлопать в ладошки и радоваться празднику». — «А кто же будет петь?» — «Иван Ургант и Михаил Галустян». — «О чём?» — «А мы что-нибудь им обязательно дадим».

— Актёр Михаил Галустян и телеведущий Иван Ургант так уж хорошо поют?

— Вот я им этот же самый вопрос задал. Есть Лоза, у него — хорошие песни, он умеет петь. Но он будет сидеть хлопать в ладоши и бросать серпантин. А есть Ургант и Галустян, которые петь не умеют и у них песен нет, но они будут петь.

— Вы отказались?

— Конечно.

В роли «мальчика-хотюнчика»

— И как вам живётся в мире, где дани милохины зарабатывают 5 млн в месяц, а вы ездите на метро?

— Не только на метро — у меня есть машина, ей 11 лет, но пока бегает. Я пытаюсь ко всему относиться философски. Счастлив ведь не тот, у кого много, а тот, у кого достаточно. Кстати, в богатых странах процент самоубийств больше, чем в Таджикистане, который стоит гораздо ниже по уровню жизни.

Мне важнее другое. Сколько раз говорили: «Ваша песня меня спасла от депрессии». Для меня одной из самых больших наград всегда было, когда незнакомый человек подходит и спрашивает: «Можно тебе руку пожать?» Приятно.

— Мне тут сразу вспоминаются другие истории из уст известных артистов. Как они получали мешки писем от женщин с признаниями «хочу от тебя ребёнка», «я от тебя беременна».

— Вы же понимаете, что есть два способа существования на эстраде, две ипостаси — это «возможный сексуальный партнёр» и «свой парень».

— Вы какой?

— Я был «возможным сексуальным партнёром», когда работал, к примеру, в группе «Интеграл» Бари Алибасова. Я даже брил волосы на груди — у меня была концертная майка с вырезом. И я по этому самому вырезу выбривал уголок, чтобы быть таким мальчиком-хотюнчиком, чтобы не казаться мужиком.

— Скажите, пожалуйста, «мальчик-хотюнчик» это кто?

— Это те, кого Алибасов делал из своих нанистов (группа «На-на» — прим. ред.). Нанисты — они же с улицы ребята. Взятые не как профессионалы, а подходящие под типаж. Большинство таких мальчиковых групп так и создавались.

Алибасов уже в «Интеграле» задумал это дело, и нас решил делать хотюнчиками — мы должны быть вечно молодыми. «Битлз», кстати, тоже не афишировали, что они мужья и отцы.

— И как долго вы были «хотюнчиком»?

— Пока не ушёл из «Интеграла». Понял, что надо менять амплуа и становиться «своим парнем» — а это уже совсем другой статус — он без возраста. «Своим парнем» ты можешь быть и в 70. Я понимал, что у меня впереди долгая жизнь. Я не планировал, что, уйдя из «Интеграла», завяжу с музыкой — нет, наоборот, считал, что у меня впереди большая дорога. И очень хорошо, что мои песни остались со мной, а не в «Интеграле». Когда я их показывал Алибасову, он их все раскритиковал. Я же ему «Плот» принёс в 1982-м. Он заявил: «Песня г...»

— После каждого нашего интервью читаю комменты в интернете. 90% говорят: «Вот, хоть один сказал правду!» Но находится 10% пользователей сети, которые пишут: «Да кто такой Лоза? Автор одного хита! Что он написал, кроме „Плота“?» Вас не обижают такие комментарии?

— Я в таких случаях отвечаю: «Парень, если ты не умеешь пользоваться интернетом — это твоя проблема. Набери „Юрий Лоза песни“, в первой ссылке будет список из 20-50 песен, хотя у меня их сотня».

Одна из главных проблем сегодняшнего дня — люди, исполняющие кавера, вдруг ни с того ни с сего ставшие звёздами. Якобы песню создали сами исполнители. А это не так. Авторы забываются. Имена поэтов и композитов замыливаются. Посмотрите, весь шоу-бизнес говорит: «Это моя песня». Но я-то точно знаю, что ни Киркоров, ни остальные «чистые» певцы, ни строчки не написали.

— Вы считаете, Филипп Киркоров с его опытом на сцене не может сам создать песню?

— Перед зеркалом интеллекта не наберёшься. Мы однажды были с ним в одной гримерной, я не смог подойти к зеркалу ни разу — два часа оно было занято. О чём можно говорить с Киркоровым? Исключительно о Киркорове. Попробуйте — увидите сами.

— Вы на эстраде столько лет. Почему до сих пор без званий?

— Хороший вопрос. При этом я видел десятки компактов со своими песнями, изготовленные левым образом. Не те, которые сам выпускал. У меня лежат эти образцы с плохой полиграфией, на плохой пластмассе. Мои песни издавались потому, что народ их слушал и покупал диски. И когда мне говорят о каком-то народном артисте, я отвечаю, а вы представляете себе, чтобы человек пошёл в магазин покупать пластинку этого народного артиста? Вы знаете кого-то, кто заплатил бы за это деньги? Так вот, миллионы моих пластинок выпускались левым образом — если бы они не разлетались, как горячие пирожки в различных компиляциях, никто бы эти левые диски не создавал.

А по поводу вопроса — мне люди говорят: «У Высоцкого тоже не было звания. Ты с ним в одной компании, поэтому живи и радуйся».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах