Полвека назад, 30 марта 1970 года, состоялась премьера истерна, в котором главными героями были мужчины: товарищ Сухов, красноармеец Петруха, бывший таможенный начальник Верещагин и бандит Черный Абдулла.
АиФ.ru же решил вспомнить главных женщин любимой киноистории: Гюльчатай (девятую по старшинству жену Абдуллы), разлюбезную Катерину Матвеевну (жену красноармейца Сухова) и Настасью (жену Верещагина). Без их маленьких ролей «Белое солнце» было бы холодным. Но как сложились судьбы актрис?
Гюльчатай — Татьяна Федотова (Кузьмина): «Четыре года уборщицей»
В фильм Владимира Мотыля она попала ученицей хореографического училища имени Вагановой. Киношники срочно искали замену актрисе, которая оставила съемки из-за экзаменов в цирковом училище, а Татьяна как раз слонялась по Ленинграду, прогуливая уроки…
Она могла бы стать звездой. Но судьба распорядилась иначе. «Где ж вы все были столько лет? Десятилетиями — никакого внимания!» — выговаривала мне Татьяна в конце 1990-х, когда мы встретились в Питере. Однажды она осмелилась — отправила режиссеру фото: напомнить о себе. Но… Гюльчатай так и осталась ее единственной ролью.
Позже в «Ленконцерте» Татьяна познакомилась с композитором Геннадием Кузьминым. Он был женат. Татьяна даже поехала к его жене — пообещать, что оставит Геннадия. Но на следующий день супруга сама привезла мужа Федотовой. Он сказал: «Больше туда не пойду. Я люблю тебя…»
Несмотря на мирный выход из «треугольника», Татьяну обсуждали и осуждали. Ей строили козни, над ней издевались и называли конфликтной женщиной. Но она родила сына и дочь, вместе с мужем моталась по гастролям… А в 1994 году стала членом христианской церкви «Источник жизни» (по мнению ряда православных священников — деструктивная секта). И научилась всех прощать.
Выйдя на пенсию, Татьяна четыре года проработала уборщицей в Русском музее. А потом переехала с мужем в тверскую деревню Самша — в родительский дом, в котором выросла. Она не смотрит телевизор, не читает газет. Не считает, что загубила карьеру. И дажа рада, что выбрала иной путь. В этом году Татьяна Павловна отмечает 70-летие.
Катерина Матвеевна — Галина Лучай: «Сорок лет счастья»
Окончив журфак МГУ, она пришла работать на ЦТ. Но оказалась вылитой Катериной Матвеевной — простой русской женщиной, по которой тосковал в окружении восточных красавиц товарищ Сухов. И которую так долго искали в картину «Белое солнце». Шутка сказать — забракованы были десятки лучших актрис Союза. В том числе Чурсина и Хитяева.
Галина поначалу отказалась сниматься. Ее уговорили. Дали роль без слов. Плечи и бедра «расширили». Вместо ее изящных ножек сняли чужие — более полные. И получилась кустодиевская героиня. После выхода картины новоиспеченную актрису завалили предложениями. Она всем говорила: «Нет». И продолжала работать на телевидении, в том числе редактором программ «Кинопанорама», «В мире животных», «Клуб кинопутешествий». В 1990-м Галина Пантелеевна ушла в Союз дизайнеров, потом работала в Конституционном суде…
Ее жизнь прошла без аплодисментов, журнальных обложек. Интервью она не давала, а брала сама. Но главное — была счастлива как женщина. С будущим мужем — журналистом Вячеславом Лучаем — Галина познакомилась еще студенткой. Вячеслав увлекся практиканткой, развелся с женой и снова пошел в загс — теперь с «дорогой Галочкой». Супруги прожили вместе 40 интересных, счастливых лет, воспитали сына. Но в 2001-м, за три дня до 63-летия, Галина Пантелеевна сгорела от рака. Муж пережил любимую всего на два года.
Настасья — Раиса Куркина: «Два предательства. Два развода»
Игра в самодеятельном театре и знакомство с Этушем и Ульяновым (они ставили спектакли) вынудили ее бросить институт востоковедения. Раиса поступила в «Щуку». Студенткой начала сниматься. А после училища была сразу принята в Театр-студию киноактера. За полвека — 75 фильмов: «Идиот», «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал», «Афоня», «Звезда пленительного счастья»... Могло быть и больше. Но за последние 30 лет Куркина лишь трижды согласилась поучаствовать в эпизодах. Ее героини, как правило, простые русские женщины. Настасья в «Белом солнце» — конечно, любимая. Тут и играть ничего не надо было, признавалась Раиса Семеновна спустя годы, надо было просто быть собой. Главными ролями режиссеры ее не баловали. А она ничего и не просила. Просто делала, что должно.
К сожалению, большую часть жизни Раиса Семеновна прожила одна. Так сложилась судьба — выбирала не тех мужчин. Даже если изначально выбирали они…
С Борисом Скомаровским Раиса познакомилась на первом курсе «Щуки». Тут же выскочила за него замуж. Родила дочь Ирину. Он после училища ставил спектакли в других городах, она уезжала на съемки. Однажды, вернувшись, поняла, что Борис изменяет… Тут же рассталась с ним. А он после развода забыл о существовании дочери. Растить ее актрисе помогала мама.
На съемках фильма «Дети Памира» в Раису влюбился режиссер Владимир Мотыль. Он был женат на актрисе Людмиле Подаруевой. Но справиться с нахлынувшими чувствами не смог. Развелся. Женился на Раисе, сделал ее своей музой. Куркина снялась в трех фильмах Мотыля. Шесть лет они были счастливы. Ей казалось, так будет всегда. Но однажды при стирке в кармане мужниных брюк она обнаружила любовную записку. Мотыль вымолил прощение. Но спустя два месяца ситуация повторилась точь-в-точь… Раиса попросила мужа уйти. «Прошли десятилетия, и я полсекунды не жалела о своем решении. Не выношу вранья», — говорила она.
Мотыль вернулся к прежней жене. А Раиса осталась одна. В сорок с хвостиком. Молодая, обаятельная, интересная женщина. Она могла бы попытать счастья еще раз. Не смогла… Ни браков, ни романов! Ничего!
Дочь и внуки давно живут в Канаде. А одиночество актрисы скрашивает соцработник, книги да старые фильмы. В свои 92 актриса радуется каждому мгновению.