Высоцкий в кино сыграл около тридцати ролей. Однако, работ его в кино могло бы быть намного больше, не зря считается, что несыгранных ролей у Высоцкого больше, чем сыгранных. От некоторых ролей он отказывался сам, на некоторые не прошел пробы, но большинство были закрыты для него чиновниками от кинематографа. По самым скромным подсчетам, 70 ролей остались несыгранными Высоцким. АиФ.ru вспомнил некоторые из них.
Пограничник. «Над Тиссой», 1957
Когда Высоцкому было 20 лет, он пробовался на небольшую роль пограничника в картине режиссера Дмитрия Васильева — приключенческую ленту о шпионах в Закарпатье. Но молодой актер пробы не прошел.
Сотник. «Андрей Рублев», 1965
Высоцкий пробовался на роль сотника Степана в картине Арсения Тарковского «Андрей Рублев». И даже прошел пробы — Тарковский решил его снимать в роли сотника Степана. Но затем Высоцкий был с роли снят. Есть две версии того, почему это случилось. Первая: приказ «свыше». Вторая — якобы Тарковский узнал о том, что Высоцкий злоупотребляет алкоголем даже во время съемок, после чего отказался с ним работать. И действительно, с того момента Высоцкий на роли в фильмах Тарковского не пробовался. А роль сотника сыграл Николай Граббе.
Сирано де Бержерак. «Сирано де Бержерак», 1969
Высоцкий собирался сниматься в главной роли в фильме, который планировал снимать Эльдар Рязанов. И даже лично просил Рязанова взять его на роль де Бержерака. Но пробы опять не прошел — в качестве окончательной кандидатуры Рязанов утвердил другого поэта: Евгения Евтушенко. Правда, съемки так и не начались — Рязанову запретили снимать этот фильм.
Матрос-анархист. «Красная площадь», 1970
Режиссер Василий Ордынский снимал фильм о героях рабоче-крестьянской армии. Авторами сценария были Юлий Дунский и Валерий Фрид. И именно они потребовали от Ордынского, чтобы он взял на роль матроса Володи Кольцова Высоцкого. Однако, режиссер не захотел неприятностей с худсоветом «Мосфильма», и, после проб, отдал роль актеру Сергею Никоненко, несмотря на то, что Дунский и Фрид писали эту роль именно под Высоцкого, грозив даже забрать свой сценарий, если того не утвердят.
Генерал Чарнота. «Бег», 1970
В картине по мотивам произведений Михаила Булгакова, которую снимали режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, Высоцкий пробовался на роль белого генерала, но не прошел кинопробы. Григория Чарноту сыграл Михаил Ульянов.
Нестор Махно. Несостоявшаяся картина, 1970
В 1970 году Владимир Высоцкий в соавторстве с Давидом Карапетяном написал сценарий о Несторе Махно и гражданской войне на Украине. Высоцкий собирался сыграть самого батьку, и даже ездил в места, где воевал Махно. Однако, дальше сценария дело не пошло, и картина так и не была снята.
Лазарев. «Проверка на дорогах», 1971
В картине Алексея Германа-старшего Владимир Высоцкий пробовался на роль бывшего военнопленного Александра Лазарева. Но сыграл перебежчика, помогающего партизанам, Владимир Заманский. Тут снова есть две версии, почему Высоцкий так и не сыграл эту роль. Автор сценария Эдуард Володарский вспоминал, что Герман якобы побоялся взять Высоцкого на съемки из-за его пристрастия к алкоголю. По другой, более официальной, кандидатуру поэта «зарубили» сверху.
Остап Бендер. «Золотой теленок», 1968 и «12 стульев», 1971
В картине Михаила Швейцера Высоцкий не прошел пробы — режиссер посчитал, что тот слишком трагичен для комедийной роли, и отдал предпочтение Сергею Юрскому. А в комедии Леонида Гайдая по роману Ильфа и Петрова Высоцкий вполне мог бы сыграть великого комбинатора — он успешно прошел пробы и был утвержден на роль. Но опять вместо него сыграл другой — грузинский актер Арчил Гомиашвили. Гайдай, позже комментируя этот случай, сказал, что ему сообщили о болезни Высоцкого, и ему пришлось срочно искать ему замену. Однако, другие источники утверждают, что и тут Высоцкого сняли из-за приказа от руководства студии.
Пугачев. «Емельян Пугачев», 1976
Режиссер Алексей Салтыков снимал картину по сценарию Эдуарда Володарского о Емельяне Пугачеве. Высоцкий пробовался на роль главного героя, и вроде даже успешно, но... Пугачева сыграл актер Евгений Матвеев. Кандидатуру Высоцкого опять забраковали чиновники, хотя и Салтыков и Володарский настаивали, чтобы эту роль отдали именно ему. Но с руководством студии в советские времена спорить было невозможно, и роль пришлось отдать другому актеру. Кстати, Володарский так и не простил Матвееву того, что он согласился сниматься вместо Высоцкого.
Рыбак. «Восхождение», 1976
В картине Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников» Высоцкий очень хотел сыграть роль партизана-изменника Рыбака. Однако, к началу съемок Высоцкий оказался занят на роли Ибрагима в картине «Арап Петра Великого». Но интерес к роли Рыбака у Высоцкого был так высок, что он иногда заглядывал из своего павильона в тот, где шли съемки «Восхождения». Рыбака же в итоге сыграл Владимир Гостюхин.
Д′Артаньян. «Д′Артаньян и три мушкетера», 1979
Когда режиссер Георгий Юнгвальд-Хинкевич собирался снимать картину о приключениях бравой четверки мушкетеров, на роль главного героя пробовался и Высоцкий, с которым режиссер находился в дружественных отношениях. Но Владимир Семенович тогда был занят на съемках телефильма «Место встречи изменить нельзя», и не мог сниматься «на два фронта». Д′Артаньяна сыграл Михаил Боярский, и фильм вышел на экраны в 1979 году. О том, что Высоцкий мог бы сыграть эту роль, неоднократно рассказывал в интервью сам Боярский.