Примерное время чтения: 7 минут
2320

Важно быть несерьезным. Комедийные роли топовых актрис СССР

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Людмила Гурченко, Инна Чурикова, Алиса Фрейндлих, Наталья Крачковская, Надежда Румянцева.
Людмила Гурченко, Инна Чурикова, Алиса Фрейндлих, Наталья Крачковская, Надежда Румянцева. Коллаж АиФ

Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Георгий Вицин — имена этих актеров, много сыгравших в самых знаменитых советских комедиях, известны буквально всем. Конечно, в СССР не было жесткого разделения артистов по жанрам — у всех, кто снимался в комедиях, были очень яркие драматические роли. Так, в фильмографии Никулина заметное место занимают «Они сражались за Родину», «Двадцать дней без войны» и «Чучело», совсем не характерные для одного из самых известных советских клоунов, а Миронов уверенно чувствовал себя в мелодрамах и музыкальных фильмах.

Еще сложнее разделить по амплуа советских актрис — та же Фаина Раневская, конечно, играла комические роли, причем иногда — в очень серьезных фильмах, но фактически основной ее работой был театр, в котором и она тоже исполняла драматические роли. 

К тому же и комедий в СССР было не так уж и много — а хороших комедий совсем мало, то есть проявить свой комический дар иные актрисы толком и не могли. Ну а ведущие отечественные комедиографы не всегда уделяли внимание женским персонажам, предпочитая отдавать главные роли актерам-мужчинам. И все же были в истории советского кино актрисы, которые умели вызывать у зрителей и смех, и улыбку — и не только в рамках режиссерского замысла. 

Людмила Гурченко 

Гурченко прославилась на всю страну после роли Леночки Крыловой в новогодней комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». И для актрисы, и для режиссера это был дебют — Рязанов делал свой первый игровой фильм, а Гурченко тогда была студенткой ВГИКа. Известно, что она едва не запорола пробы, и лишь вмешательство именитого Ивана Пырьева помогло ей получить роль, с которой она справилась блестяще. Разумеется, можно спорить о том, насколько Крылова — персонаж именно комический. Режиссеры, кстати, тоже посчитали, что Гурченко нужно снимать в легких музыкальных водевилях.

Но уже «Девушка с гитарой» 1958-го показала, что это не совсем так — фильм, конечно, привлек солидную аудиторию, но повторить успех «Карнавальной ночи» не удалось. И актриса отправилась в долгий простой — ей просто не давали серьезных ролей; она и к Рязанову не раз пробовалась — в «Гусарскую балладу», в «Иронию судьбы» — но неудачно. Но именно Рязанов снова показал талант Гурченко делать комические акценты в самой драматической роли — он пригласил ее в свою мелодраму «Вокзал для двоих», и ее героиня, пусть лишь поначалу, оказалась настоящей, злой сатирой на типаж облеченных небольшой властью женщин с характером.

Потом она снова блеснула — у Владимира Меньшова в фильме «Любовь и голуби» сыграла злую разлучницу («Почему же крашена? Это мой натуральный цвет!»). И, пожалуй, это все возможности проявить себя в комедии, которые были у Гурченко. В 1990-м она снялась в фильме «Моя морячка» Анатолия Эйрамджана — эта картина тоже считается комедией, но в этом кооперативном кино не было места для хороших актеров, хотя без них оно бы совсем не получилось.  

 

Надежда Румянцева 

Актерское амплуа Надежда Румянцева получила из-за роста — 151 см. В театре она работала как травести, да и в кино переодевалась в мужскую одежду. А вот в комедиях конца 1950-х и начала 1960-х ее героини работали на контрасте.

Хрупкие, но уверенные в себе девушки в исполнении Румянцевой умело справлялись с мужским шовинизмом в «Неподдающихся» и «Королеве бензоколонки», а также в «Девчатах» — и, пожалуй, Тося Кислицына стала самой звездной ролью этой актрисы. Она, кстати, озвучивала героинь Натальи Варлей в «Кавказской пленнице» и «12 стульях», Гюльчатай из «Белого солнца пустыни», Мартышку из цикла «38 попугаев».

 

Инна Чурикова 

Известной драматической актрисой Чурикову сделал муж — режиссер Глеб Панфилов, который открыл ее во время подбора актеров для своей дипломной работы «В огне брода нет».

Потом Чурикова играла во всех фильмах Панфилова — играла героинь серьезных, без тени иронии. Но вот у других режиссеров она раскрывалась с неожиданной стороны; впрочем, она и начинала свою карьеру в кино с ролей как раз комических — вспомнить хотя бы Марфушку из «Морозко» Александра Роу. Да и потом в ее фильмографии были вполне комедийные работы — баронесса Якобина в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», мама Ивана в «Курьере» Карена Шахназарова или Прасковья Кроликова в «Ширли-мырли» Владимира Меньшова.

 

Наталья Крачковская 

Эта актриса была, что называется, характерной — она снималась в эпизодических ролях, но многие из них оказывались настолько яркими, что зрители узнавали Крачковскую сразу. ВГИК она не окончила — из-за болезни, вызванной автомобильной аварией, — но карьеру в кино сделал заметную. Прославил ее Леонид Гайдай — у него в «12 стульях» она сыграла мадам Грицацуеву, а в «Иван Васильевич меняет профессию» — жену управдома Бунши.

Много играла в сказках — от «Царевича Проши» до «Там, на неведомых дорожках…», появлялась и в серьезном кино — у Крачковской была роль, например, в фильме «Место встречи изменить нельзя». Но чаще ее можно было увидеть именно в комедиях — «Будьте моим мужем», «Покровские ворота», «Человек с бульвара Капуцинов». Гайдай снимал ее во многих своих фильмах — вплоть до последнего («На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»); несколько ролей она сыграла в «кооперативных» комедиях Михаила Кокшенова. Впрочем, и в российском кино Крачковская была востребована — ее фильмография после распада СССР так и не прервалась до самой смерти. 

 

Алиса Фрейндлих 

В детстве эта актриса пережила блокаду в Ленинграде, отучилась в Ленинградском театральном институте и со временем стала ведущей актрисой сначала Театра имени Ленсовета, а потом — и Большого драматического театра имени Товстоногова.

В кино Фрейндлих снималась с середины 1950-х, в самых разных жанрах; одна из первых ее киноролей была в комедии «Полосатый рейс». Да и потом, уже при званиях, актриса совмещала драму и комедию — она могла сняться в несерьезной «Соломенной шляпке» — и в «Агонии» Элема Климова. Главную свою комическую роль Фрейндлих исполнила у Рязанова — ее Калугина в «Служебном романе» была неподражаемой, особенно в дуэте с Новосельцевым, сыгранным Андреем Мягковым. Впрочем, к комическим можно отнести и Анну Австрийскую из «Трех мушкетеров» — хотя это, конечно, почти мелодрама.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах