Примерное время чтения: 8 минут
3420

Слава, ранние смерти и отказ Куравлева. Судьбы актеров «Добро пожаловать»

Сюжет Наше старое кино
Виктор Косых, Алексей Смирнов, Евгений Евстигнеев, Арина Алейникова, Лидия Смирнова.
Виктор Косых, Алексей Смирнов, Евгений Евстигнеев, Арина Алейникова, Лидия Смирнова. Коллаж АиФ

В 1960-е годы советские кинематографисты сняли множество прекрасных фильмов, по праву вошедших в золотой фонд отечественного кино. Но даже среди этих шедевров были картины, который выделялись тем или иным способом — одни собирали полные залы и становились лидерами проката, из других в народ уходили цитаты, которые становились частью культурного кода.

Фильм Элема Климова с длинным названием «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» хитом проката не был, впрочем, для детского кино его аудитория в 13 млн зрителей тоже была своего рода достижением (да и эта цифра чуть ли не вдвое превышала «порог окупаемости»), особенно для фильма, который чиновники вообще не хотели выпускать. Но достоинства картины не только в этом. «Добро пожаловать» дал дорогу в большой кинематограф режиссеру — для Климова это была дебютная полнометражка, дипломная работа на режиссерском факультете ВГИКа. А заодно фильм «переоткрыл» для широкой публики многих актеров, которых эта публика знала в других образах.

Евгений Евстигнеев — директор Дынин

Евстигнеев к началу работы над фильмом уже был известен, но в основном среди театралов — как один из ключевых актеров модного тогда «Современника». Поэтому худсовет поначалу не хотел его утверждать на эту роль, а Климов не хотел снимать Михаила Пуговкина, которого предлагала студия, но соглашался на Леонида Куравлева. Впрочем, Куравлев тогда был занят на другом фильме, и начинающему режиссеру позволили сделать собственный выбор.

Евгений Евстигнеев в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», 1974 год
Евгений Евстигнеев. Кадр из фильма

После «Добро пожаловать» у Евстигнеева началась очень впечатляющая кинокарьера — режиссер народного театра в «Берегись автомобиля» у Эльдара Рязанова, Корейко в «Золотом теленке» Михаила Швейцера, инженер Воробьев в «Стариках-разбойниках», профессор Плейшнер в «Семнадцати мгновениях весны». А еще около сотни работ, не считая бесчисленных ролей в «Современнике» и МХАТе, куда Евстигнеев перешел вслед за Олегом Ефремовым. Скончался актер 4 марта 1992 года, ему было тогда всего 65 лет.

Арина Алейникова — пионервожатая Валя

Суровую ответственную девушку, робевшую директора, сыграла начинающая актриса, которая только-только окончила ВГИК и имела в активе лишь пару эпизодических ролей — зато это были роли в фильмах «Живые и мертвые» и «Я шагаю по Москве».

Арина Алейникова.
Арина Алейникова.  Кадр из фильма

Алейникова была дочерью известного в предвоенные годы актера Петра Алейникова, но карьера её отца к тому времени уже потухла; он умер через год после премьеры этого фильма, в 1965-м. А Алейникова выстраивала собственную карьеру, хотя и не слишком удачно — снималась чаще всего в эпизодах, в её фильмографии накопилось около 20 ролей, а в конце 1980-х она уехала из СССР в США и завязала с кино.

Алексей Смирнов — завхоз

Формально этого актера никто не «открывал» — он полностью сделал себя сам, но знаковые роли в его послужном списке имелись. Смирнов прошел войну, был награжден орденами и медалями, тяжело ранен — и после лечения играл в ленинградском театре музыкальной комедии и снимался в небольших ролях забавных увальней.

Алексей Смирнов.
Алексей Смирнов. Фото: Кадр из фильма

Прославил Смирнова фильм Леонида Гайдая «Деловые люди» — в новелле «Вождь краснокожих» он играл одного из похитителей. Ну а потом он так и переходил от одной комедийной роли второго плана к другой — «Добро пожаловать...», «Операция «Ы» (новелла «Напарник»), «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке». И лишь в 1973-м Смирнов вышел из комедийного амплуа в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Потом актер жалел, что нашел «своего режиссера» слишком поздно. В апреле 1979-го в аварии погиб Быков; Смирнов, узнав об этом, сам попал в больницу и скончался через несколько недель, в день выписки. Ему было всего 60 лет.

Лидия Смирнова — докторша

Эта актриса больше ценила свою самую первую работу в кино — главную роль в лирической комедии 1940 года «Моя любовь»; она даже так назвала свою книгу воспоминаний. И после этого она много снималась — хотя лишь в ролях второго плана. В «Добро пожаловать...» ей тоже досталась такая неглавная роль, но Климов позволил ей импровизировать, и этот персонаж получился одним из украшений картины.

Лидия Смирнова.
Лидия Смирнова. Фото: Кадр из фильма

В том же году Смирнова блеснула ещё в одном знаковом фильме — сыграла сваху в «Женитьбе Бальзаминова», через год стала народной артисткой РСФСР, а через 10 лет — и народной артисткой СССР — «за заслуги в области советского киноискусства». Уже в 1980-е она работала в кино реже, чем раньше, а в нулевые почти и не появлялась на экранах. Умерла актриса в 2007 году, на 93-м году жизни.

Виктор Косых — Костя Иночкин

Юных актеров для своего фильма Элем Климов искал по московским школам — и его выбор главного героя оказался очень удачным. Дело в том, что дети-актеры в СССР очень редко становились взрослыми актерами, чаще они выбирали другую карьеру. И Виктор Косых как раз попал в то самое меньшинство.

Виктор Косых. Фото: Кадр из фильма

После «Добро пожаловать...» он снялся ещё в нескольких фильмах, а в 1966-м прославился во второй раз — после роли Даньки в фильме Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители». Правда, Косых и после этого успеха сомневался в себе — после школы он поступил в погранучилище и лишь потом пришел во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Бондарчука. Снялся в двух продолжениях «Неуловимых», в 1970-80-е был достаточно востребованным актером (пусть и без звездных ролей). В 90-е и нулевые, правда, он снимался совсем мало. Скончался Косых в 2011-м, на 62-м году жизни.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах