Примерное время чтения: 6 минут
11875

Рерих и его Шамбала. Мог ли знаменитый художник быть советским шпионом?

Портрет Николая Рериха. Работа Мирона Шерлинга. 1916 год.
Портрет Николая Рериха. Работа Мирона Шерлинга. 1916 год. Public Domain

Он начал рисовать, писать рассказы и заниматься археологией, ещё будучи маленьким мальчиком. Но отец Николая считал подобные увлечения блажью, не приносящей никакого дохода семье. Он был уверен, что сын должен пойти по его стопам и заполучить собственную нотариальную контору. Николай с отцом спорить не решился — он, как примерный сын, стал абитуриентом юридического факультета Санкт-петербургского университета, но одновременно с этим подал документы в императорскую Академию художеств. Молодого человека приняли в оба учебных заведения. Он стал учиться и в одном, и в другом. Но юристом он стал лишь в дипломе — в жизни и в сердце Николай Рерих всегда был художником и исследователем. Он начал выставляться ещё во время учёбы, молодое дарование быстро заметили и пригласили работать за границу. В 30 лет Рерих уже возглавлял школу Общества поощрения художеств, а спустя недолгое время стал академиком императорской Академии художеств.

Но холст, кисти и краски не заполнили всю его жизнь, они были лишь декорациями, наполненными впечатлениями от путешествий и приключений, которые пережил в своей жизни художник.

Николая Рериха всю его жизнь манило нечто большее. Он мечтал о дальних странствиях, таинственных открытиях. Его музой в этих мечтах стала супруга Елена Шапошникова. Девушка привлекла Рериха не только своей статью и красотой, но и невероятной увлечённостью мистикой. Когда Николай пришёл в дом Шапошниковых с предложением руки и сердца, Елена отвела его в сторонку и рассказала свой вещий сон: «Это невероятно, но мне снился покойный батюшка, который наказал мне во сне: „Елена, выходи замуж за Николая“».

Увлечение Рерихов оккультизмом и мистицизмом многие сегодня принимают за блажь, но в конце позапрошлого – начале прошлого столетия мистическая составляющая добавляла шарма образу художника. Ведь даже царь Николай II и его придворные не только одобряли спиритизм и оккультизм, но и активно участвовали в «сеансах вызова духов». Рерихи в своей квартире не раз собирали друзей и коллег на подобные мероприятия.

Многие исследователи считают, что именно любовь ко всему непознанному и повела Николая Рериха на Восток на поиски сказочной Шамбалы. Но прежде пришлось всё-таки заехать на Запад. В России гремела революция, шла Гражданская война. Рерих с семьёй — женой и двумя сыновьями — бежал в Лондон. Он был уверен, что Туманный Альбион станет для него отправной точкой в путешествии на загадочный Восток. По приезду вся семья тут же подала заявки на визы в Индию. Рассмотрение документов затянулось, деньги постепенно заканчивались, Николаю Рериху пришлось отправиться ещё дальше от вожделенной Индии — в Америку, где он провёл долгих три года, путешествуя по галереям со своими картинами и зарабатывая деньги на свою мечту.

Частично мечта сбылась в 1923 году, когда Рерихи всё-таки добрались до Гималаев, где Николай обсудил с ламами будущую Центральноазиатскую экспедицию. План был сумасшедший. Рерихи, бежавшие из Советской России, хотели пройти через всю её территорию под флагом США — спонсорами семейства путешественников и примкнувших к ним учёных стали американские бизнесмены. Экспедиция началась в 1924 году от Индии, и только к маю 1926 года Рерихи достигли границы Советского Союза. В июне их немногочисленная компания уже была в Москве.

То, что Рерихов не задержали, а благосклонно приняли от них письма тибетских лам, адресованные советскому правительству, и без каких-либо проблем пропустили дальше на Алтай, многие исследователи творчества художника сочли за факт, говорящий о том, что в Москве Николай Рерих был завербован и стал советским шпионом. На самом деле объяснение не случившемуся аресту может быть гораздо проще — советское правительство увидело выгоду в сотрудничестве с Тибетом и не стало препятствовать его посланнику, несмотря на то, что он слыл перебежчиком.

Именно эта благосклонность красных и сыграла злую шутку с путешественником в дальнейшем. На границе с Тибетом, у Лхасы, колонну Рериха остановили пограничники. И хотя документы у участников экспедиции были в порядке, Рериха и его компанию категорически отказывались пропускать дальше. У границы исследователям, надеявшимся найти среди гор свою Шамбалу, пришлось пережить суровую зиму, но тибетцы были непреклонны. Только к весне Николай Рерих сдался и повернул обратно. Он снова отправился в Америку — рисовать, зарабатывать деньги и искать спонсоров на новую экспедицию.

Через два года Николай Рерих с воодушевлением снова отправился в Азию. Но этот поход закончился гораздо быстрее, чем предыдущий, — американцы, спонсировавшие его поиски Шамбалы, от своих обещаний внезапно отказались. Более того, в США на художника завели дело о сокрытии налогов с якобы огромных сумм, которые он получил от представителей американского бизнеса.

С Америкой было покончено, на Родину, в СССР, несмотря на многочисленные просьбы, его больше не пускали, для него остался один и, как оказалось, последний путь — в Индию. Именно там в 1936 году Николай Рерих ушёл в свой последний путь.

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах