На сегодняшний день Андрей Звягинцев — самая обсуждаемая персона в российском кино. Его «Левиафан» стал главным художественным высказыванием года — мало кто отказал себе в удовольствии его прокомментировать. Всего Звягинцев снял пять фильмов, и все они нашли своего зрителя не только в России, но и за рубежом. В день рождения режиссёра АиФ.ru проанализировал, что именно помогает фильмам Звягинцева оставаться на высоте.
Смыслы
«Вечные» темы, символы и религиозные аллюзии, внимание к общему, а не к частному — все картины Звягинцева подчинены одной системе и поэтому узнаваемы. В начале карьеры режиссёра часто сравнивали с Тарковским, отмечая колоссальное влияние предшественника на его творчество. Сам Звягинцев не отрицает, что в своей работе обращался к Тарковскому, но этого, по его словам, не удалось бы избежать ни одному из современных серьёзных режиссёров.
С «Левиафаном» всё сложнее, потому что очевиднее, но и здесь Звягинцев старается обратить внимание зрителей на более высокие материи, чем обсуждение количества выпитой героями водки. «Видите ли, я сейчас стою на позиции, что эта картина целиком и полностью находится на территории искусства, — говорит он. — Искусство охватывает все твои сферы, пробирается куда-то под кожу — и там уже начинает бродить твой собственный сок и гражданина, и поэта, твой собственный гнев, твоя надежда, твой собственный опыт встречи с миром».
Картинка
Значительный вклад в историю успеха Андрея Звягинцева внёс человек, который чаще всего остаётся за кадром. Это оператор Михаил Кричман, который снимал все пять фильмов Звягинцева. Невероятные пейзажи, бесконечно долгие планы, игра света и тени — визуальная составляющая в фильмах Звягинцева играет значительную, едва ли не ведущую роль. Интересно, что у Михаила Кричмана, награждённого призами самых известных кинофестивалей, нет операторского образования — только громадный талант и мастерство, приобретённое в работе.
«Если вы смотрите через объектив и вам нравится то, что происходит, тогда вы в правильном месте в правильное время. Я хотел быть оператором, но не очень понимал, как это вообще может быть. Так получилось, что вне времени и вне действия встретился с человеком, который ввёл меня в кинематограф», — говорит Кричман.
Подбор актёров
В работе с актёрами Звягинцев предпочитает золотую середину — даёт исполнителям определённую степень свободы, но всегда контролирует процесс. «Я не настаиваю ни на чём, просто поправляю какие-то вещи — градус сцены, — объясняет он. — Главным является выбор актёра, а не работа с ним уже на площадке. Когда выбираешь, очень много руды процеживаешь, пока не встретишь того, кто в точности или с каким-то зазором соответствует тому, что тебе виделось за этим персонажем. Потом ты просто закрываешь глаза на зазор и доверяешь актёру. Но это нельзя назвать импровизацией, потому что актёр всё равно находится в берегах ритма сцены».
Продвижение
В России немало талантливых режиссёров, но только за фильмы Андрея Звягинцева бьются самые крупные европейские кинофестивали. С первой же своей картиной он взял «Золотого льва» в Венеции, «Изгнание» принесло Константину Лавроненко приз за лучшую мужскую роль в Каннах, там же были отмечены «Елена» и «Левиафан». Теперь Звягинцев будет представлять Россию на «Оскаре» — это большое достижение не только для самого Андрея, но и для его продюсера.
Продвижением первых двух фильмов Звягинцева занимался Дмитрий Лесневский — вполне успешно, если вспомнить их фестивальную судьбу. В дальнейшем их пути разошлись, и продюсером Звягинцева стал Александр Роднянский, который преумножил достижения Лесневского и устроил прокат «Левиафана» в 50 странах мира.
Роднянский уверен, что и другие фильмы режиссёра ждёт счастливая фестивальная судьба, и объясняет, почему: «Андрей Звягинцев — один из немногих, если не единственный режиссёр, по фильмам которого за пределами России судят о состоянии дел в российской культуре, в российском кинематографе и даже шире — в российской жизни».
Позиция художника
По мнению Андрея Звягинцева, автор фильма должен думать о качестве фильма, а не о том, насколько он будет коммерчески успешным — это задача продюсера. В последнее время режиссёра обвиняют в том, что он снимает кино с расчётом на западного зрителя и критиков, но с этими высказываниями Звягинцев не согласен. «Я просто действую, я просто делаю кино, как могу, как умею», — говорит режиссёр, добавляя, что его истории универсальны и не имеют национальности.
В то же время в универсальных историях зрители видят себя, и не всем это нравится. Отзывы о «Левиафане» в Сети достойны отдельного издания — художественный образ РФ, как многие считают, должен быть иначе представлен в российском кино, получающем финансовую поддержку от государства. «Экзистенциальная безнадёга» — так формулирует творческий стиль Звягинцева министр культуры Владимир Мединский. Недавно он выразил надежду, что в своих будущих работах режиссёр откажется от этого стиля. Однако Звягинцев вовсе не собирается прислушиваться к рекомендациям, говоря, что у него с министром культуры «разные надежды и разные перспективы, мы движемся в разных направлениях». В его планах — съёмки фильмов о Великой Отечественной войне, о первых годах христианства, а также история, действие которой происходит в Древней Греции.