14 мая во Франции стартует 67-й международный Каннский кинофестиваль. Россию в основном конкурсе представит «Левиафан» любимца мировых киносмотров Андрея Звягинцева. Это четвёртый полнометражный фильм автора, признанного многими критиками одним из лучших режиссёров страны.
Однако у Звягинцева были достойные соотечественники, картины которых не только участвовали в основном конкурсе, но и завоёвывали престижные награды.
Таковых множество, однако особняком вот уже 56 лет стоит лента Михаила Калатозова «Летят журавли», снятая в 1957 году.
Фильм вышел на советские экраны в 1957 году и был принят зрителями довольно осторожно. Лишь 10-е место по итогам проката того года. Объясняется это в том числе тем, что картина оказалась в значительной мере новаторской. Она поражала зрителя оригинальной режиссёрской работой Калатозова, операторским мастерством Сергея Урусевского, но главное, что впервые в советском кино появился образ «хорошей плохой» героини. Вероника в исполнении Татьяны Самойловой изменила своему ушедшему на фронт возлюбленному, выйдя замуж за его брата. Всё, казалось бы, просто.
Однако Самойлова создала свой образ сложным, «двуслойным»: внутри Вероники живёт и другая она, глубоко переживающая за сражающегося любимого, сыгранного Алексеем Баталовым. Её чувства, движения, взгляды вкупе с мастерством постановщиков создавали параллельный мир, который заставлял зрителей сопереживать героине.
Самая скромная и очаровательная. Жизнь Татьяны Самойловой в фотографиях
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 в Ленинграде. Её мать была инженером, а отец – Евгений Самойлов – актёром. После переезда в Москву Татьяна окончила балетную студию, хотя затем переключилась на драматический театр и поступила в Щукинское училище. Дебютным фильмом Самойловой стала картина «Мексиканец» - актрисе был 21 год.Кадр из фильма «Мексиканец», 1955 год
В студенческие годы Самойлова познакомилась с актёром Василием Лановым, но их брак распался через три года – сразу после выхода на экраны фильма «Летят журавли», сделавшего актрису звездной национального масштаба.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
В картине «Летят журавли» Михаила Калатозова Самойлова сыграла недавнюю школьницу, потерявшую во время Великой Отечественной войны родителей и жениха. Фильм был принят Каннским кинофестивалем и в 1958 году получил главный приз – Золотую пальмовую ветвь.Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
Сама актриса на этом фестивале была удостоена премией фестиваля «Апельсиновое дерево» как «Самая скромная и очаровательная актриса». Её звали играть Анну Каренину в голливудской экранизации, однако по решению властей СССР за рубеж актрису не выпустили.Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
В 1959 году на экраны вышел третий фильм Татьяны Самойловой – «Неотправленное письмо». Вместе с Самойловой главные роли исполнили такие звёзды как Иннокентий Смоктуновский и Василий Ливанов. Лента также попала на Каннский кинофестиваль, но уступила знаменитой картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь».Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959 год
Некоторое время Самойлова снималась не очень активно – за пять лет она поучаствовала лишь в трёх проектах. Однако во второй половине 60-х она получила роль Анны Карениной у режиссёра Александра Зархи. Алексея Вронского в этом фильме сыграл её бывший муж Василий Лановой.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
Европейская премьера «Анны Карениной» должна была состояться в ходе Каннского кинофестиваля 1968 года, но студенческие стачки помешали его проведению. Тем не менее, в СССР фильм посмотрели свыше 40 миллионов человек, «Анна Каренина» заняла второе место по кассовым сборам, а Татьяна Самойлова снова стала одной из ведущих звёзд отечественного кино.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
В кино Татьяна Самойлова вернулась уже в 2000-х, сыграв в криминальной драме «24 часа» мать братьев-убийц, охотившихся за киллером.Кадр из фильма «24 часа», 2000 год
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 в Ленинграде. Её мать была инженером, а отец – Евгений Самойлов – актёром. После переезда в Москву Татьяна окончила балетную студию, хотя затем переключилась на драматический театр и поступила в Щукинское училище. Дебютным фильмом Самойловой стала картина «Мексиканец» - актрисе был 21 год.Кадр из фильма «Мексиканец», 1955 год
В студенческие годы Самойлова познакомилась с актёром Василием Лановым, но их брак распался через три года – сразу после выхода на экраны фильма «Летят журавли», сделавшего актрису звездной национального масштаба.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
В картине «Летят журавли» Михаила Калатозова Самойлова сыграла недавнюю школьницу, потерявшую во время Великой Отечественной войны родителей и жениха. Фильм был принят Каннским кинофестивалем и в 1958 году получил главный приз – Золотую пальмовую ветвь.Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
Сама актриса на этом фестивале была удостоена премией фестиваля «Апельсиновое дерево» как «Самая скромная и очаровательная актриса». Её звали играть Анну Каренину в голливудской экранизации, однако по решению властей СССР за рубеж актрису не выпустили.Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
В 1959 году на экраны вышел третий фильм Татьяны Самойловой – «Неотправленное письмо». Вместе с Самойловой главные роли исполнили такие звёзды как Иннокентий Смоктуновский и Василий Ливанов. Лента также попала на Каннский кинофестиваль, но уступила знаменитой картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь».Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959 год
Некоторое время Самойлова снималась не очень активно – за пять лет она поучаствовала лишь в трёх проектах. Однако во второй половине 60-х она получила роль Анны Карениной у режиссёра Александра Зархи. Алексея Вронского в этом фильме сыграл её бывший муж Василий Лановой.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
Европейская премьера «Анны Карениной» должна была состояться в ходе Каннского кинофестиваля 1968 года, но студенческие стачки помешали его проведению. Тем не менее, в СССР фильм посмотрели свыше 40 миллионов человек, «Анна Каренина» заняла второе место по кассовым сборам, а Татьяна Самойлова снова стала одной из ведущих звёзд отечественного кино.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
В кино Татьяна Самойлова вернулась уже в 2000-х, сыграв в криминальной драме «24 часа» мать братьев-убийц, охотившихся за киллером.Кадр из фильма «24 часа», 2000 год
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 в Ленинграде. Её мать была инженером, а отец – Евгений Самойлов – актёром. После переезда в Москву Татьяна окончила балетную студию, хотя затем переключилась на драматический театр и поступила в Щукинское училище. Дебютным фильмом Самойловой стала картина «Мексиканец» - актрисе был 21 год.Кадр из фильма «Мексиканец», 1955 год
Самая скромная и очаровательная. Жизнь Татьяны Самойловой в фотографиях
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 в Ленинграде. Её мать была инженером, а отец – Евгений Самойлов – актёром. После переезда в Москву Татьяна окончила балетную студию, хотя затем переключилась на драматический театр и поступила в Щукинское училище. Дебютным фильмом Самойловой стала картина «Мексиканец» - актрисе был 21 год.Кадр из фильма «Мексиканец», 1955 год
В студенческие годы Самойлова познакомилась с актёром Василием Лановым, но их брак распался через три года – сразу после выхода на экраны фильма «Летят журавли», сделавшего актрису звездной национального масштаба.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
В картине «Летят журавли» Михаила Калатозова Самойлова сыграла недавнюю школьницу, потерявшую во время Великой Отечественной войны родителей и жениха. Фильм был принят Каннским кинофестивалем и в 1958 году получил главный приз – Золотую пальмовую ветвь.Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
Сама актриса на этом фестивале была удостоена премией фестиваля «Апельсиновое дерево» как «Самая скромная и очаровательная актриса». Её звали играть Анну Каренину в голливудской экранизации, однако по решению властей СССР за рубеж актрису не выпустили.Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
В 1959 году на экраны вышел третий фильм Татьяны Самойловой – «Неотправленное письмо». Вместе с Самойловой главные роли исполнили такие звёзды как Иннокентий Смоктуновский и Василий Ливанов. Лента также попала на Каннский кинофестиваль, но уступила знаменитой картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь».Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959 год
Некоторое время Самойлова снималась не очень активно – за пять лет она поучаствовала лишь в трёх проектах. Однако во второй половине 60-х она получила роль Анны Карениной у режиссёра Александра Зархи. Алексея Вронского в этом фильме сыграл её бывший муж Василий Лановой.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
Европейская премьера «Анны Карениной» должна была состояться в ходе Каннского кинофестиваля 1968 года, но студенческие стачки помешали его проведению. Тем не менее, в СССР фильм посмотрели свыше 40 миллионов человек, «Анна Каренина» заняла второе место по кассовым сборам, а Татьяна Самойлова снова стала одной из ведущих звёзд отечественного кино.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
В кино Татьяна Самойлова вернулась уже в 2000-х, сыграв в криминальной драме «24 часа» мать братьев-убийц, охотившихся за киллером.Кадр из фильма «24 часа», 2000 год
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 в Ленинграде. Её мать была инженером, а отец – Евгений Самойлов – актёром. После переезда в Москву Татьяна окончила балетную студию, хотя затем переключилась на драматический театр и поступила в Щукинское училище. Дебютным фильмом Самойловой стала картина «Мексиканец» - актрисе был 21 год.Кадр из фильма «Мексиканец», 1955 год
В студенческие годы Самойлова познакомилась с актёром Василием Лановым, но их брак распался через три года – сразу после выхода на экраны фильма «Летят журавли», сделавшего актрису звездной национального масштаба.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
В картине «Летят журавли» Михаила Калатозова Самойлова сыграла недавнюю школьницу, потерявшую во время Великой Отечественной войны родителей и жениха. Фильм был принят Каннским кинофестивалем и в 1958 году получил главный приз – Золотую пальмовую ветвь.Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
Сама актриса на этом фестивале была удостоена премией фестиваля «Апельсиновое дерево» как «Самая скромная и очаровательная актриса». Её звали играть Анну Каренину в голливудской экранизации, однако по решению властей СССР за рубеж актрису не выпустили.Кадр из фильма «Летят журавли», 1957 год
В 1959 году на экраны вышел третий фильм Татьяны Самойловой – «Неотправленное письмо». Вместе с Самойловой главные роли исполнили такие звёзды как Иннокентий Смоктуновский и Василий Ливанов. Лента также попала на Каннский кинофестиваль, но уступила знаменитой картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь».Кадр из фильма «Неотправленное письмо», 1959 год
Некоторое время Самойлова снималась не очень активно – за пять лет она поучаствовала лишь в трёх проектах. Однако во второй половине 60-х она получила роль Анны Карениной у режиссёра Александра Зархи. Алексея Вронского в этом фильме сыграл её бывший муж Василий Лановой.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
Европейская премьера «Анны Карениной» должна была состояться в ходе Каннского кинофестиваля 1968 года, но студенческие стачки помешали его проведению. Тем не менее, в СССР фильм посмотрели свыше 40 миллионов человек, «Анна Каренина» заняла второе место по кассовым сборам, а Татьяна Самойлова снова стала одной из ведущих звёзд отечественного кино.Кадр из фильма «Анна Каренина», 1967 год
В кино Татьяна Самойлова вернулась уже в 2000-х, сыграв в криминальной драме «24 часа» мать братьев-убийц, охотившихся за киллером.Кадр из фильма «24 часа», 2000 год
Но Никита Сергеевич Хрущёв не разглядел глубины в картине Калатозова, попросту окрестив Веронику «шлюхой». В результате в СССР о триумфальном моменте в истории советского кино вышла небольшая заметка в «Известиях»: «Фильм «Летят журавли» был показан ещё на второй день фестиваля. Он произвёл глубокое впечатление на публику и журналистов. Мировая печать посвятила ему сотни статей, в которых отмечала достоинства картины. Особенный успех имела Татьяна Самойлова». Ни имя режиссёра, ни имя оператора упомянуты не были.
Справедливости ради стоит отметить, что ранее фильм «Большой перелом» Фридриха Эрмлера был удостоен главной награды первого фестиваля — 1946 года, однако тогда приз разделили сразу 11 картин.
К моменту появления «Соляриса» в 1972 году Андрей Тарковский уже был известным режиссёром. Не только на родине, но и в мире. К тому моменту зрители видели уже и «Иваново детство», и «Андрея Рублёва». Первый победил в Венеции, второй взял второстепенный приз в Каннах. Третья попытка оказалась наиболее успешной — фильм получил второй по значимости приз, «Гран-при жюри». Однако поставленная по роману Станислава Лема картина, за монтаж которой режиссёр долго и безуспешно воевал с киностудией, получила награду в меньшей степени за кинематографические достоинства, заявлял потом исполнитель роли Криса Донатас Банионис. Это, считает он, скорее было актом поддержки Тарковского Западом. Зрители во время просмотра фильма смеялись и уходили из зала, говорил литовец.
В 1986 году ещё один выдающийся фильм Тарковского — «Жертвоприношение» — получит «Гран-при», однако представлял он на фестивале Швецию и был снят на европейские деньги.
Кинопоэма Андрея Кончаловского, взявшегося показать историю века через историю двух семей одной из сибирских деревень, с большим успехом прошла в Каннах в 1979 году.
Аплодисменты раздавались ещё до появления титров. И быть бы второй отечественной «ветви», если бы не «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.
Однако Кончаловский говорил, что организаторы ещё за полгода до фестиваля обещали американцу главную награду, если он успеет закончить картину к киносмотру. При этом в том году «Золотая пальмовая ветвь» досталась также «Жестяному барабану» Волькера Шлендорфа. В итоге «Сибириаде» достался «лишь» «Гран-при жюри».
«Покаяние» Тенгиза Абуладзе
Следующий свой «Гран-при» Канн СССР получил спустя восемь лет, уже во время перестройки, в 1987 году. Картина, снятая с отсылкой к сталинским репрессиям 1937 года, стала знаковой. Режиссёр долгое время не мог приступить к съёмкам, так как в компартии считали, что фильм о том, как жертва репрессий раз за разом выкапывает труп умершего вождя, «слишком антисоветский». Однако с большим трудом «Покаяние» всё же создали, и немало усилий потребовалось, чтобы картину увидел зритель. Говорят, что на просмотре в Союзе кинематографистов после финальных титров возникла гробовая тишина, которую нарушил его председатель Элем Климов: «Я жизнь отдам, чтобы этот фильм прошёл».
И фильм «пошёл». В 1986 году — в СССР, а на будущий год — в Каннах, где получил второй приз.
Изначально фаворитом фестиваля 1994 года считался фильм поляка Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета: красный», однако в ходе смотра в лидеры вышла картина Михалкова, которая предлагала зрителю взглянуть на события 30-х годов под несколько другим углом. В идейном отношении «Утомлённые солнцем» перекликались с «Сибириадой» брата режиссёра. Михалков, глубоко проанализировавший мотивы поступков как красных, так и белых, словно приходит к выводу, что «плохих нет. Все хорошие, и все жертвы». Такой же мотив пронизывал и картину Кончаловского. Жюри, в которое входил и советский актёр Александр Кайдановский, во главе с Клинтом Иствудом по достоинству оценило работу Михалкова, но «ветвь» всё же отдало никому тогда не известному Квентину Тарантино с его «Криминальным чтивом».
С 1991 года наиболее престижных наград фестиваля Россия практически не видела. Исключение составили «Утомлённые солнцем». Однако ряд менее значимых наград отечественным фильмам всё же достался.
В 1992 году «приз жюри» получила «Самостоятельная жизнь» Виталия Каневского — драма, рассказывающая о нравах жителей советской глубинки в 50-е годы. Вскоре после этого произошло ещё одно знаковое для отечественного кинематографа событие, но со знаком «минус» — в 1998 году ни зрители, ни жюри совершенно не оценили великолепную ленту Алексея Германа «Хрусталёв, машину!», фильм освистывали и уходили из зала. Когда фестивальщики по достоинству оценили картину, было уже поздно.
Юрий Арабов годом позже был удостоен приза за лучший сценарий, написанный им «Молох» был снят Александром Сокуровым. Фильм рассказывает о жизни Адольфа Гитлера, его взаимоотношениях с Евой Браун. Годом позже великолепная игра Марии Мироновой, Марата Башарова, Марии Голубкиной, Александра Семчева, Марины Голуб и других принесла «Свадьбе» Павла Лунгина приз за «лучший актёрский ансамбль». Режиссёр успешно показал, что и о реалиях российской глубинки можно говорить на общечеловеческом языке, языке качественного европейского кино, а не изображать их лишь в сатирическом, пародийном ключе.
В 2007 году ещё один «актёрский» приз получил россиянин Константин Лавроненко, прекрасно сыгравший в неоднозначно воспринятой критиками картине Андрея Звягинцева «Изгнание». Артисту удалось выдающимся образом передать эмоциональное напряжение мужа, жена которого забеременела от другого. За один день герой Лавроненко потерял и семью, и лучшего друга, и бизнес. Жюри по достоинству оценило игру россиянина, назвав его «лучшим актёром».
В новом фильме Звягинцева, «Левиафане», снова не только сильный режиссёр, но и актёрский состав: в картине снимаются Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков. Возможно, и на этот раз российская лента не уедет без наград.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.