Новый фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» еще до выхода в прокат попал в Сеть и вызвал у зрителей бурю эмоций. Те, кому картина понравилась, увидели в ней реалии современного общества. Другие обвинили создателей в непатриотичности, оскорблении чувств верующих и сознательном очернении российской действительности в угоду западным критикам. Правда, американцам наши ужасы не так уж необходимы — хватает и своих. Накануне российской премьеры «Левиафана» АиФ.ru собрал голливудские фильмы, которые без прикрас рассказывают о проблемах американского общества.
О борьбе человека с системой
«Левиафан» — это фильм о человеке, ставшем жертвой произвола властей. Борьба «маленького человека» против системы — одна из ведущих тем в искусстве в целом, и американский кинематограф не исключение. В качестве примера можно привести известную ленту Стивена Содерберга «Эрин Брокович», получившую пять номинаций на «Оскар» Главная героиня в исполнении Джулии Робертс на протяжении всего фильма борется за права жителей, страдающих от действий корпорации, которая тайком сбрасывает зараженные отходы в местные водоемы.
Ту же тему затрагивает картина известного независимого американского режиссера Гаса Ван Сента «Земля обетованная». В крошечный и убогий американский городок приезжают представители многомиллиардной корпорации (Мэтт Деймон и Фрэнсис Макдорманд), цель которых — получить разрешение на добычу газа. Дело кажется простым, но местные экологи неожиданно дают чужакам достойный отпор.
«Американский психопат» с Кристианом Бэйлом в главной роли представляет другую сторону медали — это острая сатира на образ жизни так называемых яппи, составляющих значительную часть американского общества. Культ потребления, равнодушие и безликость людской массы — все это составляет повседневность героя, который по ночам превращается в убийцу, восставшего против неписаных законов Америки.
Еще один отличный фильм в том же ключе, пример настоящего независимого кино — «Боже, благослови Америку!». Немолодой военный в отставке и юная студентка объединяются, чтобы уничтожить всех носителей постылых американских ценностей. Телезвезды, засоряющие эфир, ура-патриоты, которым прикрываются все те, кто ненавидит геев и обвешивает американскими флагами свои дома и автомобили, глупые, бездарные, равнодушные «твари дрожащие» — все они, по мнению героев этой черной комедии, заслуживают пули, и чем скорее, тем лучше.
Одну из самых болезненных проблем американского общества поднимает картина «Слон» Гаса Ван Сента. Режиссер снял его под впечатлением от трагедии в школе Колумбайн, где двое школьников в 1999 году расстреляли своих однокашников и учителей. На главные роли были приглашены непрофессионалы, ученики реальных портлендских школ. Почти все диалоги придумывали сами подростки прямо на съемочной площадке — фильм настолько реалистичен, что не оставляет никакой надежды. «Слон» завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, а в США остался безо всяких призов.
О власти и политике
В мире не существует идеальных политических систем — так почему же художникам не высказать свое мнение о них? Один из самых известных фильмов о политиках является драма «Вся королевская рать». Фильм снят по одноименному роману Ричарда Пенна Уоррена, в основе которого лежит реальная история бывшего сенатора от Луизианы Хьюи Лонга. В начале своей карьеры главный герой Уилли Старк (Шон Пенн) полон решимости изменить весь этот прогнивший мир, искоренить коррупцию, защитить права униженных и оскорбленных. Но очень скоро он становится одним из тех, с кем собирался бороться — стандартная, но оттого не менее грустная схема.
Вся фильмография режиссера Оливера Стоуна — одно большое полотно, изобличающее несовершенства американской демократии. В 1991 году на экраны вышел фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», в котором Стоун просто уничтожает правовую систему США, обстоятельно доказывая причастность спецслужб к убийству президента Кеннеди. Как истинный патриот, режиссер занимает позицию простых граждан своей страны, а не ее руководителей.
По стопам Стоуна идет и Джордж Клуни-режиссер. В своем фильме «Доброй ночи и удачи», замаскированном под историческую нетленку, он критикует и современное телевидение, развлекающее публику вместо того, чтобы информировать. В другой картине «Мартовские иды» Клуни показывает изнутри весь мучительный процесс предвыборной гонки, где предательство — не порок, а необходимость.
Самым острым высказыванием о президентстве Джорджа Буша стал документальный фильм-памфлет Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту». В нем режиссер открыто обвиняет Буша в трагедии 11 сентября и рассказывает о деловых связях американского президента с Усамой Бен Ладеном. Картина завоевала главный приз в Канне, но долгое время Мур не мог добиться проката в США, пока продюсеры братья Вайнштейн не организовали его самостоятельно.
О войне и мире
«Легенды осени» — не самый очевидный, но самый тонкий рассказ о бессмысленных жертвах войны на примере одной американской семьи. Старший сын полковника Ладлоу играет в опасные политические игры, младший — гибнет на фронтах Первой мировой, а средний половину жизни скитается по миру, чувствуя вину за гибель брата. Главный посыл фильма полковник формулирует в своем монологе — не стоит отдавать жизнь за интересы властей, которые не считают нужным защищать своих граждан.
Другая важная страница американской истории — война во Вьетнаме. Первыми правду о войне попытались рассказать Майкл Чимино и Фрэнсис Форд Коппола в фильмах «Охотник на оленей» и «Апокалипсис сегодня» соответственно. Патриотические настроения тогда впервые уступили место реальным страданиям участников этой бессмысленной и беспощадной войны. Но, пожалуй, самой важной картиной на эту тему стал «Взвод» Оливера Стоуна, который сам воевал во Вьетнаме. Устами своих героев режиссер рассказал о трагедии мальчишек, попавших в настоящий ад и вынужденных сражаться за мифические идеалы борьбы с коммунистическим злом. Главным врагом в той войне, по мнению Стоуна, для них была сама Америка, сдавшая своих сыновей на пушечное мясо. Именно поэтому министерство обороны США отказалось помогать в создании фильма, назвав его «непатриотическим». Зато киноакадемики старания режиссера оценили и выдали ему четыре «Оскара».
«Повелитель бури» режиссера Кэтрин Бигелоу — скучная и очень аккуратная история о военной операции в Ираке, получившая шесть «Оскаров». Кэтрин обошлась без патриотических сентенций и в то же время не стала никого обличать — она рассказала, как война ломает людей и становится для них наркотиком на всю оставшуюся жизнь.
В качестве бонуса
Главный «левиафан» в США — это вовсе не фильм, а мультсериал «Южный парк», который смеется над всеми проблемами Америки разом, причем не стесняясь в выражениях. Религия и политика, жизнь и смерть, расовая принадлежность, пол или возраст — для создателей мультфильма Трея Паркера и Мэтта Стоуна нет табу, они признаются, что «оскорбляют всех поровну». Несмотря на постоянные жалобы защитников морали, «Южный парк» остается одним из самых популярных шоу на американском телевидении.