Примерное время чтения: 10 минут
15324

Левиафаны голливудских холмов. Непатриотичные американские фильмы

Кадр из фильма «Боже, благослови Америку!», 2011.
Кадр из фильма «Боже, благослови Америку!», 2011. Кадр из фильма

Новый фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» еще до выхода в прокат попал в Сеть и вызвал у зрителей бурю эмоций. Те, кому картина понравилась, увидели в ней реалии современного общества. Другие обвинили создателей в непатриотичности, оскорблении чувств верующих и сознательном очернении российской действительности в угоду западным критикам. Правда, американцам наши ужасы не так уж необходимы — хватает и своих. Накануне российской премьеры «Левиафана» АиФ.ru собрал голливудские фильмы, которые без прикрас рассказывают о проблемах американского общества.

О борьбе человека с системой

«Левиафан» — это фильм о человеке, ставшем жертвой произвола властей. Борьба «маленького человека» против системы — одна из ведущих тем в искусстве в целом, и американский кинематограф не исключение. В качестве примера можно привести известную ленту Стивена Содерберга «Эрин Брокович», получившую пять номинаций на «Оскар» Главная героиня в исполнении Джулии Робертс на протяжении всего фильма борется за права жителей, страдающих от действий корпорации, которая тайком сбрасывает зараженные отходы в местные водоемы.

Джулия Робертс в фильме «Эрин Брокович», 2000. Кадр из фильма

Ту же тему затрагивает картина известного независимого американского режиссера Гаса Ван Сента «Земля обетованная». В крошечный и убогий американский городок приезжают представители многомиллиардной корпорации (Мэтт Деймон и Фрэнсис Макдорманд), цель которых — получить разрешение на добычу газа. Дело кажется простым, но местные экологи неожиданно дают чужакам достойный отпор.

«Американский психопат» с Кристианом Бэйлом в главной роли представляет другую сторону медали — это острая сатира на образ жизни так называемых яппи, составляющих значительную часть американского общества. Культ потребления, равнодушие и безликость людской массы — все это составляет повседневность героя, который по ночам превращается в убийцу, восставшего против неписаных законов Америки.

Кристиан Бэйл в фильме «Американский психопат», 2000. Кадр из фильма

Еще один отличный фильм в том же ключе, пример настоящего независимого кино — «Боже, благослови Америку!». Немолодой военный в отставке и юная студентка объединяются, чтобы уничтожить всех носителей постылых американских ценностей. Телезвезды, засоряющие эфир, ура-патриоты, которым прикрываются все те, кто ненавидит геев и обвешивает американскими флагами свои дома и автомобили, глупые, бездарные, равнодушные «твари дрожащие» — все они, по мнению героев этой черной комедии, заслуживают пули, и чем скорее, тем лучше.

Одну из самых болезненных проблем американского общества поднимает картина «Слон» Гаса Ван Сента. Режиссер снял его под впечатлением от трагедии в школе Колумбайн, где двое школьников в 1999 году расстреляли своих однокашников и учителей. На главные роли были приглашены непрофессионалы, ученики реальных портлендских школ. Почти все диалоги придумывали сами подростки прямо на съемочной площадке — фильм настолько реалистичен, что не оставляет никакой надежды. «Слон» завоевал Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, а в США остался безо всяких призов.

Кадр из фильма «Слон», 2003.

О власти и политике

В мире не существует идеальных политических систем — так почему же художникам не высказать свое мнение о них? Один из самых известных фильмов о политиках является драма «Вся королевская рать». Фильм снят по одноименному роману Ричарда Пенна Уоррена, в основе которого лежит реальная история бывшего сенатора от Луизианы Хьюи Лонга. В начале своей карьеры главный герой Уилли Старк (Шон Пенн) полон решимости изменить весь этот прогнивший мир, искоренить коррупцию, защитить права униженных и оскорбленных. Но очень скоро он становится одним из тех, с кем собирался бороться — стандартная, но оттого не менее грустная схема.

Шонн Пенн в фильме «Вся королевская рать», 2006.

Вся фильмография режиссера Оливера Стоуна — одно большое полотно, изобличающее несовершенства американской демократии. В 1991 году на экраны вышел фильм «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», в котором Стоун просто уничтожает правовую систему США, обстоятельно доказывая причастность спецслужб к убийству президента Кеннеди. Как истинный патриот, режиссер занимает позицию простых граждан своей страны, а не ее руководителей.

По стопам Стоуна идет и Джордж Клуни-режиссер. В своем фильме «Доброй ночи и удачи», замаскированном под историческую нетленку, он критикует и современное телевидение, развлекающее публику вместо того, чтобы информировать. В другой картине «Мартовские иды» Клуни показывает изнутри весь мучительный процесс предвыборной гонки, где предательство — не порок, а необходимость.

Кадр из фильма «Мартовские иды», 2011.

Самым острым высказыванием о президентстве Джорджа Буша стал документальный фильм-памфлет Майкла Мура «9/11 по Фаренгейту». В нем режиссер открыто обвиняет Буша в трагедии 11 сентября и рассказывает о деловых связях американского президента с Усамой Бен Ладеном. Картина завоевала главный приз в Канне, но долгое время Мур не мог добиться проката в США, пока продюсеры братья Вайнштейн не организовали его самостоятельно.

О войне и мире

«Легенды осени» — не самый очевидный, но самый тонкий рассказ о бессмысленных жертвах войны на примере одной американской семьи. Старший сын полковника Ладлоу играет в опасные политические игры, младший — гибнет на фронтах Первой мировой, а средний половину жизни скитается по миру, чувствуя вину за гибель брата. Главный посыл фильма полковник формулирует в своем монологе — не стоит отдавать жизнь за интересы властей, которые не считают нужным защищать своих граждан.

Джулия Ормонд в фильме «Легенды осени», 1994.

Другая важная страница американской истории — война во Вьетнаме. Первыми правду о войне попытались рассказать Майкл Чимино и Фрэнсис Форд Коппола в фильмах «Охотник на оленей» и «Апокалипсис сегодня» соответственно. Патриотические настроения тогда впервые уступили место реальным страданиям участников этой бессмысленной и беспощадной войны. Но, пожалуй, самой важной картиной на эту тему стал «Взвод» Оливера Стоуна, который сам воевал во Вьетнаме. Устами своих героев режиссер рассказал о трагедии мальчишек, попавших в настоящий ад и вынужденных сражаться за мифические идеалы борьбы с коммунистическим злом. Главным врагом в той войне, по мнению Стоуна, для них была сама Америка, сдавшая своих сыновей на пушечное мясо. Именно поэтому министерство обороны США отказалось помогать в создании фильма, назвав его «непатриотическим». Зато киноакадемики старания режиссера оценили и выдали ему четыре «Оскара».

«Повелитель бури» режиссера Кэтрин Бигелоу — скучная и очень аккуратная история о военной операции в Ираке, получившая шесть «Оскаров». Кэтрин обошлась без патриотических сентенций и в то же время не стала никого обличать — она рассказала, как война ломает людей и становится для них наркотиком на всю оставшуюся жизнь.

Кадр из фильма «Повелитель бури», 2008.

В качестве бонуса

Главный «левиафан» в США — это вовсе не фильм, а мультсериал «Южный парк», который смеется над всеми проблемами Америки разом, причем не стесняясь в выражениях. Религия и политика, жизнь и смерть, расовая принадлежность, пол или возраст — для создателей мультфильма Трея Паркера и Мэтта Стоуна нет табу, они признаются, что «оскорбляют всех поровну». Несмотря на постоянные жалобы защитников морали, «Южный парк» остается одним из самых популярных шоу на американском телевидении.

Кадр из мультсериала «Южный парк».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах