Андрей Звягинцев снова заставил весь мир говорить о российском кино. Его новый фильм «Левиафан» уже получил несколько наград европейских кинофестивалей: Гран-при в Лондоне и Мюнхене и главный приз кинофестиваля в сербском Паличе, а теперь претендует на «Золотой глобус» и «Оскар». В российский прокат фильм выйдет 5 февраля, а пока АиФ.ru рассказывает о других отечественных фильмах, отмеченных премиями и призами.
«Утомлённые солнцем», 1994 год
Самая успешная картина Никиты Михалкова была удостоена премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также Большого приза жюри и приза экуменического жюри Каннского кинофестиваля. Фильм также претендовал на награду Британской академии (BAFTA), но проиграл «Почтальону» Майкла Рэдфорда. В 2012 году продолжение истории комдива Котова «Утомлённые солнцем-2. Цитадель», несмотря на скандал, отправили участвовать в оскаровской гонке, но в результате фильм даже не вошёл в шорт-лист премии.
«Старик и море», 1999 год
Анимационный фильм совместного производства России, Канады и Японии был номинирован на «Оскар» и BAFTA в категории «Лучшая анимационная короткометражка» и в итоге забрал золотую статуэтку Американской киноакадемии. Но это ещё не всё: фильм режиссёра Александра Петрова получил приз публики на кинофестивале в Анси и первую награду фестиваля в Загребе. Таким образом, Александр Петров стал первым отечественным мультипликатором, получившим «Оскар» в этой номинации.
«Молох», 1999 год
Александр Сокуров входит в число лучших режиссёров нашего времени. Каждый его фильм становится событием мирового масштаба. Первая часть тетралогии режиссёра, включающей фильмы «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст», рассказывает о взаимоотношениях Адольфа Гитлера и Евы Браун на родном для героев немецком языке. Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского фестиваля, где получил награду за лучший сценарий, и выдвигался от России на премию «Оскар».
«Возвращение», 2003 год
Полнометражный дебют Андрея Звягинцева произвёл неизгладимое впечатление на европейскую публику. Лента была удостоена главной награды Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва», а также приза CinemAvvenire, премии Луиджи де Лаурентиса, премии SIGNIS Award и приза Sergio Trasatti Award. Кроме того, «Возвращение» было отмечено жюри ФИПРЕССИ на кинофестивале в Салониках и было выдвинуто на премии «Сезар» и «Золотой глобус». «Вишенкой на торте» стали призы фестиваля в испанском Хихоне: спецприз жюри, премия за сценарий и актёрский ансамбль.
«Изгнание», 2007 год
Следующая работа Андрея Звягинцева также была тепло принята в Европе. Исполнитель главной роли Константин Лавроненко был признан лучшим актёром на Каннском кинофестивале. А операторскую работу Михаила Кричмана оценили в Европейской киноакадемии, правда, Кричман тогда удостоился только номинации, а награда тогда досталась специалисту, работавшему над фильмом «Парфюмер».
«Русалка», 2007 год
Картина Анны Меликян была представлена от России в лонг-листе «Оскара» (категория «Лучший иностранный фильм»). Мировая премьера фильма состоялась на американском фестивале независимого кино «Санденс», где Анна Меликян получила приз за режиссуру, а затем «засветилась» на Берлинале, где ей досталась награда критиков ФИПРЕССИ. Кроме того, фильм был удостоен главной награды болгарского фестиваля «София-Фильм-Фест» и приза «Независимая камера» в Карловых Варах.
«Бумажный солдат», 2008 год
Драма Алексея Германа-младшего получила «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и премию «Озелла» за лучшую операторскую работу на кинофестивале в Венеции, а Европейская киноакадемия включила операторов фильма в число своих номинантов.
«Овсянки», 2010 год
Заслуженная награда нашла оператора Михаила Кричмана с другой работой — фильмом «Овсянки». На кинофестивале в Венеции лента была отмечена сразу в трёх категориях, получив приз за лучшую работу оператора, приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри. А главную награду тогда взяла картина Софии Копполы «Где-то».
«Как я провёл этим летом», 2010 год
Фильм Александра Попогребского стал фаворитом в Берлине, получив сразу три приза: актёры Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис разделили приз за лучшую мужскую роль, ещё одна награда досталась оператору Павлу Костомарову. Лента также заслужила главный приз Лондонского и Чикагского кинофестивалей.
«Елена», 2011 год
Очередная картина Звягинцева — и снова триумф. Фестивальная судьба «Елены» началась со спецприза жюри каннского «Особого взгляда», затем фильм получил Гран-при фестиваля в Дурбане (ЮАР), участвовал в программе Торонто и Лондонского кинофестиваля, попал в число соискателей европейского «Оскара» (European Film Awards), а также одержала ещё одну победу на международном кинофестивале в бельгийском Генте.
«Фауст», 2011 год
Фильм Александра Сокурова привёз в Россию главную награду Венецианского кинофестиваля. Для всего киносообщества это событие стало настоящим праздником, а для режиссёра — возможностью устроить успешный прокат в родной стране. Правда, планы Сокурова не увенчались успехом: главный фильм года возглавил список убыточных российских фильмов в 2012 году.
«В тумане», 2012 год
Военная драма Сергея Лозницы, снятая по одноимённой военной повести Василя Быкова, участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля и в итоге получила спецприз ФИПРЕССИ.
«Класс коррекции», 2014 год
Дебютный фильм Ивана Твердовского, конечно, не претендует на «Оскар», зато является показательным примером того, как может и должно выглядеть российское кино. Фильм был отмечен на международном кинофестивале в Карловых Варах, где получил главный приз конкурса «К востоку от запада», и Гран-при Международного кинофестиваля воcточно-европейского кино в Котбусе (Германия).