В субботу, 6 сентября, были объявлены победители 71-го Венецианского кинофестиваля. «Серебряного льва» за лучшую режиссуру был удостоен Андрей Кончаловский — за фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Эту полудокументальную ленту, главные роли в которой исполнили не профессиональные актёры, а жители деревни — в том числе и настоящий почтальон Тряпицын, — сравнивают с предыдущими, признанно лучшими работами режиссёра, в том числе с фильмом «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» 1988 года. Сам Кончаловский не в первый раз получает приз Венецианского фестиваля: в 2002 году его картина «Дом дураков» завоевала здесь «Специальный гран-при жюри». В 1966 году актриса Наталья Аринбасарова получила «Кубок Вольпи» за фильм Кончаловского «Первый учитель», а ещё раньше — в 1962 году — главный приз фестиваля достался фильму Андрея Тарковского «Иваново детство», одним из авторов сценария которого был Кончаловский. АиФ.ru вспоминает других отечественных победителей Венецианского фестиваля.
История русского кино на итальянском киносмотре началась одновременно с историей самого фестиваля. На первом смотре, прошедшем в 1932 году, за главный приз — «Золотого льва» — боролась «Путёвка в жизнь» Николая Экка — первый советский звуковой фильм, рассказывающий о беспризорниках, для которых герой Николая Баталова организует трудовую коммуну как альтернативу колонии для малолетних преступников. Награды определялись зрительским голосованием, и Экк получил приз как лучший режиссёр, обойдя Рене Клера, Лени Рифеншталь и Александра Довженко, который представлял в Венеции свою «Землю» — снятый на Киевской киностудии немой фильм, один из шедевров поэтического кино.
В 1934 году главной награды — тогда ещё Приза Муссолини — была удостоена целая программа. Русское кино представляли картины «Петербургская ночь» и «Гроза» Григория Рошаля, документальная лента «Челюскин», фильм «Окраина» Бориса Барнета — о жизни провинциального города в годы Первой мировой — и музыкальная комедия Григория Александрова «Москва смеётся». Под таким названием были показаны в Венеции «Весёлые ребята» — фильм с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой в главных ролях, созданный под влиянием скорее не советской кинотрадиции, а американского эксцентричного немого кино.
Григорий Александров принёс СССР и следующую награду Венецианского фестиваля, правда, ждать её пришлось 13 лет — в том числе из-за начавшейся войны, во время которой в течение двух лет (с 1943 по 1945) фестиваль не проводился. В 1947 году приз за лучший сценарий был вручён Александрову и его соавторам, Александру Раскину и Морису Слободскому, работавшим над картиной «Весна» с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях.
Лучшими советские режиссёры признавались и в 1953, и в 1955 годах. Сперва «Серебряного льва» вручали Александру Птушко за его киносказку «Садко» о гусляре, который побывал даже на морском дне. Спустя два года такую же награду увёз из Италии на тот момент режиссёр-дебютант Самсон Самсонов, представивший на фестивале фильм «Попрыгунья» по одноимённому рассказу Чехова.
В 1962 году первого в истории СССР «Золотого льва» увёз с фестиваля Андрей Тарковский — лучшим был признан его первый полнометражный фильм «Иваново детство» о 12-летнем мальчике, на глазах которого фашисты убивают мать и сестру. Он, лишённый детства и навсегда травмированный увиденными зверствами, только в своих снах живёт обычной жизнью, а наяву изо дня в день, с риском для жизни и жаждой мести пробирается во вражеский тыл. Одним из сценаристов, разделивших награду с Тарковским, был Андрей Кончаловский, помогавший режиссёру адаптировать в киносценарий повесть Владимира Богомолова «Иван».
Четырежды картины советских кинематографистов получали в Венеции призы за лучшие фильмы для детей — какое-то время фестиваль выделял эту категорию. В 1964 в этой номинации победила картина Василия Шукшина «Живёт такой парень», поставленная им по собственным рассказам о жизнерадостном шофёре Пашке Колокольникове (Леонид Куравлёв). На следующий год лучшей документальной детской лентой были признаны «Зачарованные острова» Александра Згуриди, а художественной — «Морозко» Александра Роу, одна из самых известных и любимых советских кино-сказок про Настеньку, Иванушку, злую мачеху, волшебника Морозко и, конечно, Бабу-Ягу. В 1966 году эту же награду завоевал Александр Митта с фильмом по сценарию драматурга Александра Володина «Звонят, откройте дверь», в котором в роли школьницы дебютировала актриса Елена Проклова.
В разные годы специальными призами и дипломами жюри Венецианского фестиваля награждало и Григория Козинцева («Гамлет», 1964), и Марлена Хуциева («Мне двадцать лет», 1965), и Отара Иоселиани («Фавориты Луны», 1984), и Сергея Соловьёва («Спасатель», 1980) — причём дважды. Во второй раз — в 1986 году за фильм «Чужая Белая и Рябой». Специальный гран-при жюри в 2002 году получил и Андрей Кончаловский за «Дом дураков» — трагикомедию, сюжет которой режиссёр «подсмотрел» в новостях. Пациенты психиатрического интерната в Ингушетии, оставленного медперсоналом в 90-х во время войны в Чечне, живут в своем самостоятельном, обособленном мирке — не более абсурдном, чем обычный мир вокруг. В 2002 году «Серебряного льва» завоевала короткометражка «Клоун» Ирины Евтеевой, снятая по мотивам «Снежного шоу» Славы Полунина с ним самим в главной и единственной роли. А в 2005 году главный приз программы «Горизонты» достался «Первым на Луне» Алексея Федорченко — псевдодокументальной ленте о подготовке к полёту советского космического аппарата на Луну.
«Золотых львов» за вклад в киноискусство получали Сергей Юткевич, кино- и театральный режиссёр, ученик Мейерхольда и один из создателей, вместе с Козинцевым и Траубергом, манифеста творческого объединения ФЭКС (Фабрики эксцентрического актёра), и Анатолий Головня, оператор фильмов Всеволода Пудовкина. Для операторов в Венеции существует отдельная награда, приз под названием Golden Osella, который дважды вручали русским мастерам. В 1988 — Вадиму Юсову за работу над фильмом «Чёрный монах» Ивана Дыховичного, и спустя ровно 20 лет, в 2008 году, Максиму Дроздову и Алишеру Хамидходжаеву за «Бумажного солдата» Алексея Германа-младшего — стилизованной под кино 60-х истории о враче Данииле Покровском, двух его женщинах и космосе как предчувствии. Сам режиссёр был удостоен «Серебряного льва». Чуть ранее, в 2003 году, его же «Последний поезд» заслужил в Венеции специальное упоминание.
Что касается главных венецианских призов — «Золотых львов» за лучший фильм — то к настоящему моменту российским режиссёрам их вручали четырежды. Помимо Андрея Тарковского, награду получали Андрей Звягинцев за фильм «Возвращение» 2003 года, Александр Сокуров за «Фауста» в 2011 году и, конечно, Никита Михалков за фильм 1991 года «Урга — территория любви». Братья Михалков и Кончаловский — безусловные рекордсмены Венеции, и как участники, и как победители. Никита Сергеевич в 2011 году был удостоен «Специального льва» за вклад в киноискусство, а в 2014 картина с его участием, фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», была показана в конкурсной программе «Венецианская классика». Что касается Андрея Кончаловского, то «Серебряный лев» этого года — третья награда режиссёра на итальянском смотре.