Коммунальные миры
В детстве наша семья жила в коммунальной квартире на ул. Москвина, теперь это Петровский пер. (1) Когда было наше дежурство, я лет с 14, а то и раньше, мыла общие коридор, кухню и лестницу. Дети моего поколения были приучены заниматься домом. А как иначе? Если ребёнок не сварил макароны или щи, как встречать родителей, пришедших с работы?
Сейчас у нас с супругом актёром Владимиром Андреевым квартира в известном доме на Тверской (Тверская ул., д. 9) (2). Здесь жили адмирал Кузнецов, многие Герои Советского Союза, выдающиеся учёные. Да, я понимаю, Москва — гигантский мегаполис, а Тверская — центральная улица города. Но для меня Тверская — это малая земля. Привыкла к одному углу и не могу двинуться.
Возвращаясь в моё московское детство: в старших классах школы я всерьёз заболела театром. Мы с мамой по несколько раз ходили на все постановки в любимом Вахтанговском театре (ул. Арбат, д. 26) (3). Кстати, спустя много лет мне предложили исполнить роль в спектакле «8 любящих женщин». Играли в Вахтанговском театре. Когда спектакль прошёл первый раз, я почувствовала, что выходить на эту сцену, играть значительно легче, чем в других помещениях. Потому что в этих стенах обитают ангелы-хранители — актёры, игравшие здесь, которые, к сожалению, уже ушли из жизни. Сегодня это Ульянов, Вахтангов, Мансурова, Симонов, Гриценко — перечислять можно бесконечно. Их энергетика осталась за кулисами. Ощущается какое-то физическое тепло, душа тут греется... Но, возвращаясь в молодость, в 1961 г. я уже так обожала этот театр, что решила поступать именно в Вахтанговскую школу — Театральный институт им. Щукина (Большой Николопесковский пер., д. 12, стр. 1) (4) . У меня были потрясающие учителя, самая любимая из них — Цецилия Львовна Мансурова — ученица самого Вахтангова и первая исполнительница роли Турандот.
Ещё студенткой я сыграла у Леонида Гайдая в картине «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» («Наваждение»). Считаю огромным везением, что Леонид Иович на роль Лиды из 300 претенденток выбрал меня. Съёмки проходили во многих местах Москвы. Кстати, есть памятник главным героям — Лиде и Шурику — у входа в Московский экономический институт (ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1) (5) . Потом я снялась в картинах «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!». Если бы не Гайдай, уверена, никто бы не узнал Сашу Демьяненко, Наташу Варлей, меня и других актёров. Гайдай — гений.
По окончании учёбы в Щукинском училище я прошла прослушивание в Театр сатиры (Триумфальная пл., д. 2) (6). 35 лет я служила там под началом Валентина Николаевича Плучека. Не знаю, была ли я любимой дочерью или падчерицей, но я была в этой семье. Играла с такими актёрами, как Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Андрей Миронов, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Ольга Аросева, Спартак Мишулин. Это счастье. Плучек всегда нам повторял: «Самое трудное — напоить осла, который не испытывает жажды». Вот у него была огромная жажда знаний. До репетиции всегда час-полтора он рассказывал нам о поэтах, музыкантах, писателях, художниках, о том, что происходит в мире.
«Кабачок» помог выжить
Живя на Тверской улице, я очень люблю ходить в книжный магазин «Москва» (Тверская ул., д. 8, стр. 1) (7). Я действительно жить без чтения не могу. Меня, кстати, даже назвали в честь Наташи Ростовой — мама перед моим рождением была увлечена творчеством Льва Толстого. Люблю мемуарную литературу. Свою собственную книгу я хотела сначала назвать «Биография в фотографиях». А потом родилось название «Воспоминания “гламурной” девушки прошлого века».
Съёмки в роли пани Катарины в «Кабачке «13 стульев» и фильмы Гайдая создали мне именно такой имидж. Слово «гламурная» в кавычках, потому что моя жизнь — совсем не гламур. Я пишу о том, как мы бежали от популярности, как надвигали шапки, только чтобы не узнавали. Я спросила Валю Шарыгину — пани Зосю: «Как ты относилась к этой сумасшедшей узнаваемости?» «Ой, Натулечка, я поднимала воротник, брала книгу и вставала в уголок», — отвечала она. Сейчас жизнь многих актёров — это пиар-акция. У нас было другое мышление.Для нас главным была любимая работа. Снимали «Кабачок «13 стульев» в Московском телецентре (ул. Шаболовка, д. 37) (8). Главные роли исполняли в основном артисты Театра сатиры. Работали в передаче вопреки желанию Плучека — он считал «Кабачок» пошлым и очень ревновал, что его актёры работают на стороне. Зрители эту передачу полюбили невероятно. А актёры старших поколений осуждали нас за «Кабачок», из-за чего я очень обижалась.
Популярность, которую принёс «Кабачок», помогала мне кормить сына. Егор родился в 1969 г., а в 1970-х гг. хороших продуктов даже в Москве не было, их надо было доставать с чёрного хода. Магазин «Диетический» находился на Тверской по диагонали от моего дома. И я таскала на себе картонные коробки, перевязанные серой бечёвкой. Сгущёнка, тушёнка, разливное оливковое масло. От тяжестей даже порвала сухожилие. А что делать! Такая была жизнь. Время было трудное, но прекрасное.