Примерное время чтения: 7 минут
9386

Опережая время. Мировые шедевры, которые не признали современники

Портрет С. Рахманинова. Константин Сомов. 1925 год.
Портрет С. Рахманинова. Константин Сомов. 1925 год. Commons.wikimedia.org

Популярность Сергея Васильевича Рахманинова при жизни была колоссальной. Он восхищал и завоёвывал сердца публики как композитор, пианист и дирижёр в одном лице. Однако и в его блестящей карьере были трудные времена. Пожалуй, самым сложным для музыканта оказался провал Первой симфонии, премьера которой состоялась 15 марта 1897 года.

АиФ.ru вспоминает признанные шедевры мирового искусства, сперва подвергшиеся резкой критике.

Неудача музыканта

Сергей Рахманинов очень долго готовился представить миру свою Первую симфонию, работа над которой шла так тяжело, что композитору пришлось увеличить график работы до 10 часов в день. Завышенные ожидания от концерта многообещающего автора сыграли с Рахманиновым злую шутку — музыкальные критики разнесли сочинение композитора в пух и прах. По прошествии многих лет можно с уверенностью сказать, что провал произведения случился не столько за счёт «плохого» содержания самой музыки, в чём осуждали Рахманинова после премьеры, сколько за счёт неудачного исполнения. В 1897 году оркестром дирижировал Александр Глазунов, который, как известно, по мировоззрению, темпераменту и художественным принципам значительно отличался от известного композитора. Однако на тот момент для Рахманинова неудача с Первой симфонией оказалась тяжелейшим ударом. Молодой композитор писал: «После этой симфонии не сочинял ничего около трёх лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки… Симфонию не покажу и в завещании наложу запрет на смотрины…»

Долгие годы сочинение оставалось неизданным, а партитура считалась безнадёжно потерянной, но музыковеду Александру Вячеславовичу Оссовскому удалось восстановить все ноты, и через 2 года после смерти композитора с огромным успехом прошла «вторая премьера» Первой симфонии.

Депрессивная рукопись

Немецкий писатель еврейского происхождения Франц Кафка сегодня известен во всём мире, но при жизни он не пользовался популярностью и опубликовал всего несколько коротких рассказов. Среди них было «Превращение» — история о мужчине, который однажды, проснувшись утром, понимает, что превратился в отвратительное гигантское насекомое. В свойственной Кафке угнетающей манере в рассказе были отражены его взгляды на сложные человеческие взаимоотношения.

Сперва издатели не хотели публиковать странную рукопись, а спустя два года всё же напечатали её в одном из немецких литературных журналов. Как и следовало ожидать, современники не поняли идеи автора. «Превращение» стало пользоваться популярностью через много лет после смерти Кафки, незадолго до Второй мировой войны. Депрессивный очерк нашёл отклик у жителей Восточной Европы, которая в то время подвергалась репрессиям.

Интересно, что самому автору не нравился рассказ, однажды он написал: «Я сейчас перечитал «Превращение» дома и нашёл его негодным». В первую очередь, его не устраивал конец произведения. К слову, Кафка был очень строг к своему творчеству и перед смертью даже просил сжечь все свои неопубликованные работы, но, к счастью, душеприказчик не послушался.

Художник-изгой

Большую часть жизни знаменитый французский живописец Поль Гоген прожил в бедности, а его работы практически не пользовались спросом у ценителей искусства. Современники не оценили и одну из ключевых работ художника «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Незадолго до её создания Гоген писал: «У меня нет даже куска хлеба, чтобы восстановить силы. Поддерживаю себя водой, иногда плодами гуавы и манго, которые сейчас поспели, да ещё пресноводными креветками». Никем не понятый и обречённый на нищенское существование в 1897 году художник решил покончить жизнь самоубийством, но перед этим создать свой последний шедевр, в котором хотел запечатлеть своё восприятие жизни. Сразу после завершения работы «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы. Однако он принял слишком большую дозу яда, что спровоцировало безостановочную рвоту и спасло ему жизнь.

Лишь в 1906 году, через 3 года после смерти художника, началась его слава и известность. В Париже, там, где всего 9 лет назад состоялся неудачнейший аукцион живописца (из 47 работ было продано всего 9), с успехом прошла сенсационная выставка, где зрители могли познакомиться с 227 картинами уже признанного мастера.

Поль Гоген, 1891 год.
Поль Гоген, 1891 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Неотрепетированная пьеса

Премьера знаменитой пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка» состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра и, вопреки ожиданиям, завершилась полным провалом. Принято считать, что режиссёр роковой постановки Евтихий Павлович Карпов заботился не об идее произведения, а о том, чтобы в недельный срок все роли актёрами были выучены, а мизансцены не перепутаны — после такого неосторожного обращения с рукописью Чехов зарёкся больше не писать для театров.

«Чайку» назвали небывалым в истории театра провалом. Уже на следующий день вся культурная столица говорила о слабом знании ролей актёрами, о пренебрежительном отношении автора к публике и о слабости пьесы как таковой. В неприятии современниками новой пьесы были «виноваты» не только несчастные актёры, но и сам Чехов, ведь символика «Чайки» опережала своё время.

Для новой поэтики Чехова нужны были новые театральные формы. В скором времени их удалось найти Константину Сергеевичу Станиславскому и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко, создателям Московского художественного общедоступного театра. Своей триумфальной премьерой 17 декабря 1898 года Художественный театр реабилитировал чеховскую «Чайку».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах