Клод Моне был одним из основоположников импрессионизма – течения в живописи, при котором сюжет вторичен, а на первый план выходит изображение сиюминутной реальности.
Медицинская карта амбулаторного больного
Видеть не как все
В 68 лет Моне стал жаловаться на сильную потерю зрения, но писать не переставал, определяя по памяти, где у него лежат краски разных цветов. Широко известен его цикл картин «Кувшинки», настолько отличающийся от других работ своеобразной манерой исполнения и цветовой гаммой, что его причисляют к абстрактной живописи. Так как рисовал картины художник с развивающейся катарактой, они получились немного «размытыми», что позволило нашим современникам-офтальмологам уверенно подтвердить диагноз. А при жизни художника эту особенность письма объясняли влиянием на Моне коллег другого направления в живописи.
Через 10 лет художник почти полностью ослеп. Его левый глаз видел только десятую часть нормы, а правый, по словам самого Моне, различал лишь свет и тьму. Но самой большой трагедией была невозможность видеть не просто оттенки красок, но даже их цвета.
В синем цвете
Известный французский офтальмолог Кутлa диагностировал двойную катаракту и рекомендовал как можно скорее оперироваться. В те времена операцию по замене хрусталика проводили в два этапа, а если надо – то и в три, анестезия была далека от совершенства. После каждого хирургического вмешательства надо было неподвижно лежать три дня – врачи считали, что так лучше проходит заживление.
Моне сделали три операции на полностью ослепшем правом глазу, причем третью он перенес очень тяжело. Интересно, что в последний раз оперировали прямо дома у пациента, это не было тогда каким-то исключительным случаем.

Второй глаз, как менее пораженный, врачи решили полечить – закапывали в него препарат, расширяющий зрачок (тогда так делали, чтобы отсрочить последнюю стадию болезни). После операции больному выписали несколько пар очков и стали ждать результата. Но зрение не восстанавливалось, а хуже всего, что Моне стал видеть все в синем цвете. Именно поэтому одна из самых известных его картин, «Водяные лилии», выдержана в голубых и синих тонах.
В конце XIX – начале XX века чахотка (как тогда называли туберкулез легких) была самым распространенным заболеванием и занимала первое место среди причин смерти.
Художник вопреки. 10 картин Клода Моне










Художник вопреки. 10 картин Клода Моне










Медицинская карта амбулаторного больного
«Во мне сидят бациллы…»
В семье Чехова от чахотки умерли четверо близких родственников, причем среди них был родной брат и родная тетка, которые жили вместе с ним.
Впервые Чехов заметил в своей мокроте кровь в 1884 году, когда ему было 24 года, мы это знаем из письма издателю Н. Лейкину. Антон Павлович, несмотря на молодость, в то время был уже довольно известным писателем, одновременно занимающим должность земского доктора, или, как бы сейчас сказали, участкового врача. Казалось бы, надо было тут же поменять климат на более теплый и проконсультироваться у коллег. Но Чехов не делает ни того, ни другого. К врачам он впервые попадет через 13 лет, да и то не по своей воле – у него пошла горлом кровь в ресторане во время банкета. Писатель практически насильно был помещен в больницу.
Роковую роль в скоротечном течении болезни сыграла его поездка в 1890 году на остров Сахалин (в распутицу переезд только в одну сторону занимал тогда более 80 дней) и регулярные поездки из Ялты в Москву по издательским делам.
Морфием и кодеином
Медицина к этому времени успела накопить некоторый опыт в борьбе с туберкулезом. Уже знали, что это инфекция, что передается она воздушно-капельным путем, боится солнечного света и теплого климата. Умели делать анализ крови (подсчитывать красные кровяные тельца – эритроциты) и находить в мокроте палочку Коха. Университетский преподаватель Чехова известный профессор А. А. Остроумов активно практиковал новейший в то время хирургический метод лечения – искусственный пневмоторакс (вдували воздух в полость плевры). Метод давал хорошие результаты, и совершенно непонятно, почему его не применили, ведь лечили Чехова ученики Остроумова.
При сильной потливости больным назначали атропин (он уменьшает секрецию желез, в том числе и потовых), если боль при кашле была очень сильной, прописывали кодеин и морфий. Эти вещества в те времена наркотиками не считались, и назначали их всем, даже детям. При приступах давали сосать лед и рекомендовали строгий постельный режим. И непременно – теплый и сухой климат.
В истории болезни Чехова вообще много непонятного: например, до сих пор вызывает недоумение, почему писатель так долго отказывался лечиться и обследоваться, ведь он был грамотным врачом. Профессор Б. М. Шубин, писавший о Чехове-враче, считает причиной этого чрезмерную деликатность и скромность. Некоторые старые врачи предполагали, что Антон Павлович считал себя изначально очень здоровым и крепким. В этом есть логика: Чехов был очень высоким (187 см) и внешне просто «кровь с молоком», а знакомый нам по портретам облик крайне худого человека он приобрел уже после обострения болезни.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть