Трудный в личном общении. Не засвеченный в громких скандалах. Активно занимающийся благотворительностью. АиФ.ru вспомнил пять знаковых ролей актёра.
Толясик. «Кто, если не мы», 1998 г., режиссер В. Приемыхов
Про такие роли говорят: она изменила его судьбу. В случае со Смольяниновым это правда на 100%. Не выбери его тогда Алевтина Маврина, ассистент режиссёра Валерия Приемыхова, вполне возможно, что фамилию «Смольянинов» мы знали бы по статьям раздела «Криминальная хроника». Ему было 14 лет, и он уже ходил под статьей – по пьянке компания малолеток выдернула из рук какой-то бабушки колбасу, потому как закусить нечем было, да и удаль молодецкая требовала выхода. Их поймали. Вспомнили все предыдущие прегрешения: как палатки «бомбили», как драки устраивали. Смольянинов-то хоть и мелкий был, но задиристый – чуть где стычка, он на месте первый. Одним словом, продукт «лихих 90-х», сменивший за годы обучения восемь школ. В общем, после того суда он отделался легким испугом: маленький еще, уголовной ответственности не подлежал. Куда себя деть, по-прежнему не представлял. До тех пор, пока однажды не зашёл проведать приятелей в одну из своих бывших школ. А там – отбор актеров в новый фильм Приемыхова. Маврина на него сразу глаз положила – фактурный, харизматичный. После трудных проб Смольянинова утвердили на роль Толясика. Сыграл он, по сути, себя самого – подростка, который вместе с приятелем решает ограбить универмаг. За тот фильм Приемыхов получил массу премий, а Смольянинов был признан лучшим актером-подростком на фестивале детских фильмов в «Артеке». А заодно и определился с будущим. Из двух дорог, одна из которых вела в «казённый дом», а другая – к славе, он выбрал вторую. И уже в 16 лет стал студентом РАТИ (бывший ГИТИС).
Олег Лютаев-Лютый. «9 рота», 2005 г., режиссер Ф. Бондарчук
Есть легенда, что сперва Смольянинову предложили выбор: Лютый или Джоконда – рядовой Руслан Петровский, мальчик из хорошей семьи, учившийся в художественной школе, который после «учебки» попадает на войну в Афганистан (хотя на самом-то деле все зрители понимали: говорим «Афган» – думаем «Чечня». Возможно, поэтому и прозвучала лента столь пронзительно, и в прокате собрала рекордные суммы. Потому что молодёжь шла смотреть про себя: про то, как ты сам, будто Воробей, Лютый или Джоконда, мог бы оказаться в горах под обстрелом «духов»). Но Джоконду в итоге сыграл Константин Крюков – мальчик из хорошей семьи, племянник Фёдора Бондарчука и внук Сергея Бондарчука. А Смольянинов стал Лютым – Олегом Лютаевым. Единственным, кому удается выжить в бою, где мальчишки-новобранцы будут брошены на произвол судьбы.
Евгений Клюев, «Гетеры майора Соколова», 2014 г., режиссер Б. Худойназаров.
Возможно, особых актёрских вершин, играя капитана госбезопасности Клюева, Смольянинов не достиг. Зато судьбу свою в очередной раз благодаря этому фильму он изменил. На съемках сериала он познакомился с актрисой Дарьей Мельниковой, одной из «гетер»-особисток, которую засылают в Крым, чтобы обезвредить опасного шпиона.
Смольянинов – человек закрытый, в свою личную жизнь не пускает никого. Вот и о романе его с Мельниковой не догадывались самые близкие друзья. Они даже поженились тайно – папарацци и светские хроникёры рыдали от обиды. Такой брак: Лютый и Папина дочка (Мельникова сыграла одну из ролей в сериале) теперь вместе! Они не только свадьбу свою скрыли, но и ребенка-то – Артура-младшего – показали лишь через пару лет после его рождения и то только со спины. В начале года по кинотусовке поползли слухи про то, что пара на грани развода – мол, Смольянинов стал злоупотреблять «беленькой», и Дарья поставила его перед выбором: или напитки, или семья. Артур выбрал семью.Серафим/Сергей. «Мой парень – Ангел», 2011 г., режиссер Вера Сторожева
Ох, сколько девичьих сердец разбил его Серафим, который спасает свалившуюся (в буквальном смысле слова) на него девушку, а потом не знает, что делать с ее любовью. «Штучный актер», «Ни на кого не похож!» – восхищались зрительницы в соцсетях. А Смольянинов и сам до сих пор удивляется, как он согласился на эту роль – уж на ангела-то он похож меньше всего в этой жизни. Скорее, все-таки на Лютого. «Я до сих пор сомневаюсь, зачем меня выбрали – какой из меня ангел? Такого угрюмого и занудного человека взять на эту роль – большой риск», – говорил он потом в интервью. В итоге Смольянинов на полгода перестал есть мясо, а когда входил в образ, представлял… Олега Меньшикова. Почему-то именно меньшиковские карие глаза, по его мнению, больше всего соответствовали ангельскому взгляду.
Олег Самарин-Самара, «Самара», 2012, 2014 гг. режиссеры Станислав Дремов и Александр Карпиловский («Самара-2»)
И снова странный режиссёрский выбор: фельдшер скорой помощи, вечный студент и врач от бога, запутавшийся в женщинах, но всегда готовый бросить все ради спасения жизни человека. И снова зрители рвали друг друга в соцсетях, пытаясь выяснить, кто же лучше – «Склиф»-Аверин или «Самара»-Смольянинов. «Да «Смольянинов на 10 порядков выше Аверина! – писали одни. – Аверин точно Ангела бы не сыграл!» «И что все тащатся от Смольянинова? – недоумевали другие. – Ну, не плох, да. Но он же – как Бодров. Не играет, а живет в герое».
Может, в этом-то и секрет успеха Смольянинова? Что не играет он, а живет. Как может.