Его комедии — это простые и понятные истории, созданные с подлинным вкусом и деликатностью, присущей мастеру. АиФ.ru вспоминает биографию замечательного режиссёра, считавшего, что «юмор — это отмычка, открывающая все двери».
Романтика голодных лет
Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Детство его никак нельзя назвать беззаботным — страшные военные годы приучили Рязанова ценить каждый момент жизни и быть благодарным даже за кусок чёрного хлеба, который выдавался по карточкам.
Одной из главных его радостей стало чтение. Рязанов научился читать в три года и с тех пор не мог оторваться от волшебного мира литературы. В третьем классе будущий режиссёр подделал школьную справку, чтобы получить в библиотеке книги, предназначавшиеся пятиклассникам, а в восьмом уже был твёрдо уверен, что станет писателем.
«Писатель должен знать жизнь — это я усвоил крепко, — писал он впоследствии. — А я её совершенно не знал. Моё тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то военное время. Длиннющие многочасовые очереди за иждивенческой нормой чёрного хлеба по карточкам; трудный быт эвакуации; прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин, брошенных на свалке; охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку; умение готовить обед почти что из ничего; наука нянчить младшего брата — всё это было буднями, прозой. А уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далёких странах, о небывалых приключениях, больших страстях».
Так думал Рязанов, задумавший окончить десятый класс экстерном и отправиться в большое путешествие, подобно своему кумиру Мартину Идену. Одиннадцать трудных экзаменов — и вожделенный аттестат оказался в его руках.
Холодный приём
Большое путешествие отменилось буквально в момент, когда Эльдар Рязанов встретил своего одноклассника. Тот собирался поступать во ВГИК, и, услышав об этом, Рязанов тут же взял документы, тетрадку со стихами и отправился покорять приёмную комиссию. На одно место претендовали 25 абитуриентов — отбор был очень жёстким. Вступительные экзамены прошли «со скрипом», и Рязанова приняли на первый курс с условием испытательного срока: плохие отметки в первом семестре повлекли бы за собой моментальное исключение.
«Институт меня принял условно, да и я в него тоже поступил весьма условно. Любви друг к другу мы не питали: ни я к институту, ни институт ко мне», — вспоминал потом Рязанов.
Мастер курса Григорий Михайлович Козинцев тоже не слишком верил в талант самого юного своего студента, и к концу второго курса его терпение иссякло. «Знаете, дорогой Элик, нам всё-таки придётся с вами расстаться. Мы вас отчисляем из института. Вы слишком молоды», — предупредил Козинцев… И услышал отчаянный ответ: «Когда вы меня принимали, я был на два года моложе. Вы могли бы это заметить тогда». Известный режиссёр не нашёл, как возразить дерзкому студенту, и Рязанов был «помилован».
Карнавал будет!
Несмотря на все препятствия, Эльдар Рязанов окончил ВГИК с отличием — и наконец-то исполнил свою мечту о великом путешествии. Пять лет он снимал документальное кино в разных уголках необъятной страны — от Сахалина до Комодорских островов.
Эльдар Рязанов на съемочных площадках своих легендарных фильмов
Эльдар Рязанов на съемочных площадках своих легендарных фильмов
Огромное влияние на становление творческого почерка Рязанова оказал Сергей Эйзенштейн, который одним из первых разглядел его талант и много помогал советами. Ещё одним «крёстным отцом» Рязанова в профессии стал властелин киностудии «Мосфильм» Иван Пырьев. Именно он в 1955 году буквально «всучил» начинающему режиссёру сценарий «Карнавальной ночи». Отказ не принимался категорически, а Пырьев вдобавок остался номинальным режиссёром картины. Съёмки превратились в великое противостояние, и, конечно, Рязанов раунд за раундом проигрывал всесильному мэтру. Началось всё с исполнителя роли заведующего ДК Серафима Огурцова. Эльдар Рязанов утвердил на эту роль актёра Петра Константинова, но Пырьев выступил против этой кандидатуры — по его мнению, чиновник должен был выглядеть смешно и нелепо, но ни в коем случае не пугающе. В итоге Огурцова блестяще сыграл Игорь Ильинский — 2:0 в пользу Ивана Пырьева.
Но эта битва шла внутри коллектива, а на внешнем рубеже Пырьев стал для Рязанова настоящим защитником. Молодой режиссёр допускал много ошибок, тратил километры плёнки и срывал сроки, но директор «Мосфильма» сделал всё, чтобы Эльдара Рязанова не сняли с постановки.
«Несмотря на множество конфликтов, неизбежных между двумя упрямцами, я понимал, что Иван Александрович желает мне добра. И не только желает, но и делает его. И я платил ему самой искренней симпатией и нежностью, что не мешало нашим препирательствам», — вспоминал Рязанов.
Славные годы
Следующие 30 лет стали для Эльдара Рязанова очень успешными. «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» — каждый из этих фильмов можно пересматривать бесконечно. Конечно, не всё шло гладко: например, разрешение на «Гусарскую балладу» тоже с боем выбивал Пырьев, зато исполнительница главной роли Лариса Голубкина была утверждена с первой пробы и стала настоящим открытием нашего кинематографа.
А вот Юрия Деточкина — то есть Иннокентия Смоктуновского — пришлось уговаривать сняться в «Берегись автомобиля». Актёр был болен и отказался от съёмок, так что режиссёру пришлось лично ехать в Ленинград, чтобы убедить Смоктуновского выполнить своё обещание.
Непросто было работать и с «Иронией судьбы». Рязанов долго искал актрису на главную роль. Всем высочайшим требованиям режиссёра отвечала только польская актриса Барбара Брыльска, которая, по счастью, оказалась свободна для съёмок. Но главное — это сама история о пьяных похождениях Жени Лукашина: из водевильной театральной пьесы Рязанов сделал удивительную лирическую историю на все времена. За этот фильм режиссёр, сценарист, композитор Микаэл Таривердиев и исполнители главных ролей были награждены Государственной премией.
Все без исключения актёры, работавшие с Рязановым, признают его огромный талант и небывалую требовательность, которая оправдана качеством его работ.
«Я очень хотела сняться у Рязанова в главной роли, — вспоминает актриса Татьяна Догилева. — И вот однажды он позвонил с предложением попробоваться на роль Лиды в "Забытой мелодии для флейты". Помимо меня Рязанов пробовал ещё четырёх актрис. В конце концов он меня утвердил, но на площадке кричал: "Как ты играешь! Что за дешёвка! Ты должна быть герцогиней!" Я заплакала. А он сказал: ”Вот так и надо”. А потом душевно так добавил: “Паразитка”».
Эльдар Рязанов говорил, что каждый его фильм — это исповедь, и очень переживал за те картины, которые были менее известны зрителю, чем его хиты. В новом веке режиссёр не прекращал работу: писал мемуары и стихи, а фильмы снимал всё реже. В 2006 году вышел его фильм «Андерсен. Жизнь без любви» — биография знаменитого сказочника, рассказанная невероятно трогательно и тактично.
Давным-давно, перед выходом «Карнавальной ночи», Эльдара Рязанова обвиняли в отсутствии вкуса — так злословили критики, ещё не видевшие самой картины. «Точное ощущение интонации картины во всех её компонентах несёт в себе от начала до конца фильма только один человек — режиссёр», — говорил Рязанов, чьи фильмы теперь являются главным наследием эпохи доброго и вечного отечественного кино.
Эльдар Рязанов скончался в возрасте 88 лет в ночь на 30 ноября в московской больнице от сердечной недостаточности. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.