Примерное время чтения: 9 минут
461

Исповедь городского невротика. Почему Вуди Аллен вечно всем недоволен

Вуди Аллен. «Проклятие нефритового скорпиона».
Вуди Аллен. «Проклятие нефритового скорпиона». Кадр из фильма

На показе чернового монтажа романтической комедии «Энни Холл» публика в зале засмеялась очередной шутке, однако режиссёра, сценариста и исполнителя главной роли Вуди Аллена это лишь больше нервировало. Эта сцена вообще была снята случайно, из-за нелепой ошибки — на съёмках Аллен неудачно чихнул прямо в реквизит. Реакция публики убедила автора оставить сцену в финальной версии, но для сохранения ритмики картины он вынужден был растянуть сцену. В «Энни Холл» всё должно было соответствовать вкусу режиссёра, ведь этой лентой он пытался объясниться — и с публикой, и с самим собой.

Кадр из фильма «Энни Холл»

Вуди Аллену было 42 года. В этом возрасте Федерико Феллини снял один из своих лучших и, возможно, самый личный фильм — «Восемь с половиной». Аллен всегда восхищался итальянцем и решил снять кино про себя. Стенд-ап комик, некогда успешный драматург с Бродвея и джазовый кларнетист, переживший два развода и роман с актрисой, он решил сделать кино по-своему. Показать, как он видит мир и себя в нём. Для этого Аллен даже пригласил самого Феллини сняться в камео, но итальянец отказался. Впрочем, для Аллена это была незначительная деталь.

Вуди Аллен в школьные годыОн родился в еврейской семье в Нью-Йорке. Мать работала бухгалтером, а отец — гравёром-ювелиром. К внимательности и щепетильности Вуди Аллен привык с детства. Первые восемь лет он посещал еврейскую школу, а в старших классах перешёл в Мидвуд. Он умел концентрировать внимание на себе, хорошо играл в бейсбол и баскетбол, но из-за дразнивших его за рыжие волосы одноклассников и консервативного воспитания порой чувствовал себя в школе чужим.

В тот же период Вуди Аллен увлёкся искусством. Его страстью были музыка, литература и кино. В книгах его привлекала возможность вольного обращения с абстрактными понятиями, а в джазе он слышал гамму новых ярких образов, вмещённых в недавно ставших классическими формы. Кино же стало симбиозом обоих явлений, да еще и подкреплённым визуальным рядом. Аллену импонировала глубина идей и игривый юмор Бунюэля, утончённый, но без вычурности стиль Феллини и трагизм Бергмана, он подмечал тонкие детали диалогов.

После школы Вуди Аллен отправился на курсы кинематографии Нью-Йоркского университета. Однако там его ждало большое разочарование — вместо анализа отсылок в творчестве Орсона Уэллса ему подсунули лекции о стоимости плёнок. Учиться ему быстро надоело, и после очередного проваленного экзамена Аллен к удовольствию обеих сторон был отчислен.

Вскоре ему подвернулась работа — за $300 в месяц Вуди Аллен писал шутки и монологи для комика Герберта Шрайнера. Перспективного автора быстро заметили, и уже в 19 лет Вуди Аллен писал сценарии для нескольких популярных шоу и зарабатывал в 20 раз больше.

В 1961 году Аллен начинает выступать в качестве стенд-ап комика. Он работал в стиле комедии наблюдений и писал монологи на основе личного опыта. Его юмор концентрировался вокруг несовместимых деталей — быта, привычек людей, правил поведения, а также собственной рефлексии. Сочинять Аллену помогала усвоенная с детства наблюдательность, а терпения для отшлифовки монологов ему было не занимать.

Комик появляется на ряде ток-шоу, но уже в качестве гостя, пишет рассказы для глянцевых журналов. В 31 год он решает попробовать себя в драматургии, пьеса «Не пейте эту воду», поставленная в ноябре 1966 года, становится успешной. В следующем хите — «Сыграй это снова, Сэм» — Аллен сам выходит на сцену.

Вуди Аллен с труппой спектакля «Сыграй это снова, Сэм», 1969 год Фото: Commons.wikimedia.org

Во время подготовки к постановке «Сыграй это снова, Сэм» в 1970-м Вуди Аллен познакомился с Дайан Китон, известной по роли в мюзикле «Волосы» актрисой. Они влюбились друг в друга, но их союз быстро распался. Китон была воздушной девушкой с лёгким и безмятежным характером, страдающий же лёгкой формой перфекционизма Аллен продолжал замечать казавшиеся ему глупыми мелкие нестыковки — и в мире, и в быту. В довершение ко всему Вуди Аллен не был до конца доволен своей карьерой.

К 1977 году Вуди Аллен решает пересмотреть свою жизнь. Он снимает кино о познакомившейся семь лет назад паре, отношения которых постепенно заходят в тупик. Аллен сам сыграл главного героя — неврастеника, недовольного сервисом, погодой и всей сложившейся ситуацией. Дайан Китон исполнила роль его подруги. В «Энни Холл» рядом с брюзжащим занудой Дайан Китон показала полную жизненной энергии начинающую актрису. Благодаря Китон Аллену удалось не только снова пожаловаться на мир, но в то же время показать, что он не так уж плох. Это сделало выстроенный Вуди Алленом образ законченным. Если прежде основой его репертуара была язвительность, то теперь ему удалось подобрать ключ к целой палитре эмоций.

Вуди Аллен и Дайан Китон в фильме «Энни Холл»

Прорыв режиссёра по достоинству оценили и кинокритики. Американская киноакадемия присудила «Энни Холл» четыре «Оскара», британская BAFTA наградила картину пятью премиями.

Вуди Аллен любит классическое искусство, в том числе оперу и русскую литературу, но при этом тонко чувствует реалии сегодняшней эпохи. В конце концов в «Энни Холл» ему впервые удалось нащупать принципиальное отличие своего времени, и он смог ненавязчиво и остроумно реконструировать его на экране. Он показывал одиночество горожанина в мегаполисе, в котором человек в то же время вынужден постоянно сталкиваться с другими людьми — продавцами, контролёрами, парковщиками и просто прохожими. Вуди Аллен находил и объяснял абсурдные проблемы социума недопониманием в самых простых вещах и постоянной саморефлексией.

Вуди Аллен в фильме «Энни Холл»

Но среди всего этого Вуди Аллен умеет показывать простые радости жизни — те самые ответы, которые лежат у героев его фильмов зачастую под носом. Его фильмы наполнены простой и понятной, но вместе с тем уникальной красотой городских пейзажей — Нью-Йорка, Рима, Барселоны, Парижа. «Фильм "Энни Холл" стал переломным в моей карьере, — говорил автор. — После него мне удалось окончательно сформировать свой стиль».

Впрочем, Вуди Аллен лукавит. Его стиль продолжает меняться. Он неоднократно снимал фильмы в духе «Энни Холл», но он также создал нехарактерные для себя «Матч-пойнт» и «Мечту Кассандры». Сейчас Аллен снимает в Европе и размышляет на вечные темы. Его последний на данный момент фильм «Жасмин» номинирован на несколько премий, а эксперты ожидают, что исполнившая главную роль Кейт Бланшетт поборется за «Оскар».

Вуди Аллен на съёмках фильма Римские каникулы
Вуди Аллен на съёмках фильма «Римские каникулы». Фото: www.globallookpress.com

Теперь Вуди Аллена называют одним из самых влиятельных режиссёров современности. Он снял уже 48 фильмов и сейчас работает над проектом «Магия лунного света» с Колином Фёртом. На его счету четыре персональных «Оскара» и два «Золотых глобуса», он Человек года-1997 по версии BAFTA. Вуди Аллен уже обеспечил себе место в истории искусств, но продолжает активно работать и, похоже, пока своего самого грандиозного фильма ещё не снял.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах