7454

Ирина Алфёрова: «Красивой себя не считала»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Царь-колбаса бьёт прицельно по кошельку 27/10/2021 Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Ирина Алфёрова.
Ирина Алфёрова. www.globallookpress.com

Новый театральный сезон в родном театре «Школа современной пьесы» народная артистка России Ирина Алфёрова начинает с любимых ролей.

Как жить с гением?

Ольга Шаблинская, «АиФ»: — Ирина Ивановна, артисты часто говорят, что любимых ролей у них не бывает, как не бывает более или менее любимых детей. А у вас как?

Ирина Алфёрова: — Я тоже очень люблю все свои спектакли, но «Толстого нет» — о жизни семьи Льва Толстого — больше всех. За 20 лет мне впервые так понравилась пьеса. Там всё происходящее показывается глазами его жены Софьи Андреевны, с которой Лев Николаевич прожил полвека. Это, как вы понимаете, очень непростая история — там и любовь, и ненависть. Многие же любят Толстого, а вот её не любит никто. Сколько я ни пытаюсь поговорить с людьми о Софье Андреевне, слышу исключительно: жена, жена. А она же очень талантливый человек, с прекрасным воспитанием и образованием. Она и музицировала, и детей учила сама, потому что Толстой не любил приходящих учителей. То есть она делала всё. А 13 детей — это извините-подвиньтесь... Да только родить их всех — после такого уже можно дальше исключительно отдыхать. А она ещё и самого Толстого обихаживала. Поэтому у неё и были серьёзные срывы.

В любой семье есть проблемы. А тут — как жить с гением? К тому же на твоих плечах и готовка, и всё хозяйство. Это какой-то ужас! И ведь справлялась. Я не понимаю как. Это же надо постоянно служить, быть рабой. А она же родом из богатой семьи. Когда Софья Андреевна приехала в Ясную Поляну, первое, что её поразило, — это насколько простая усадьба. Она-то ожидала совсем другого. Ей много чего не хватало, но тем не менее она смирилась. Поэтому моя Софья — она просто святая.

— Есть такая фраза: «За каждым великим мужчиной стоит женщина».

— Если он просто талантливый, то да. А Толстой — гений. Он бы и один смог состояться. И, возможно, она ему даже мешала. Ей ведь надо было внимание уделять, а гению не до этого. Мне кажется, современным женщинам в этом спектакле можно найти очень много ответов на вопросы. Как жить с неординарным человеком. Как выбирать мужа, как его любить, чтобы жизнь совместная была не в труд, а в удовольствие. Жизнь-то короткая!

Знаете, когда говорят, что семья — это работа, я не понимаю. Это очень страшно звучит. Меня спрашивают иногда: «Как вы так долго живёте с мужем?» (Актёр Сергей Мартынов. — Ред.)

— И что отвечаете?

— А мне на него даже смотреть приятно! А ещё нам интересно друг с другом. И в кино, и в литературе вкусы одинаковые. Нам интересно только вместе, поэтому мы почти ни с кем не общаемся. Как представим себе, что нужно идти и кого-то развлекать, сразу звучит: «А давай друг друга лучше развлечём». Ой, как мы болели этим несчастным летом... Ковид. Нас положили в одной палате, потому что я Сергея заразила. Не представляю, как мужчины находятся одни в больнице. Я ухаживала за ним круглые сутки. Врачам было не до нас — больных очень много.

«Отдашь и жизнь за любимого»

— Но вы же тоже болели коронавирусом в тот момент!

— Вот и врачи спрашивали: «А вы сама как?» А что я?! Во-первых, у меня всё было не в такой тяжёлой форме, как у мужа. Думаю, меня генетика мамина спасла. Потому что дочка всё время говорит: «Мама, ты всем помогаешь, а за собой не следишь». Во-вторых, когда видишь страдания любимого человека, отдашь и жизнь, и всё, лишь бы ему полегче стало. А ещё нам почему-то всё время хотелось есть. Каждые 10 минут, причём безумно хотелось.

— Вы мужа называете последней инстанцией в процессе выбора пьесы. А в чём ещё он для вас главный советчик?

— Я ему во всём доверяю! У него прекрасный вкус. Сегодня, например, одевалась, шарфик надела один. Он: «Пожалуйста, немедленно снять. И забыть. И отдать кому-то».

— Отдать?!

— Я, кстати, вещи раздаю легко. Если кому-то они нужнее. И в работе так же. В театре мне всё время предлагают разные пьесы, но я соглашаюсь один раз из двадцати. Мне говорят: «Ты отказываешься от таких сильных ролей! Ты великой не будешь». Отвечаю: я не хочу быть великой, хочу играть то, что мне близко. Если это не моё, зачем брать? Пусть лучше это сыграет другая актриса. Потому что отлично понимаю: любая роль всё равно в тебя входит, ты в неё погружаешься, она внутри остаётся.

Мне поступило несколько предложений о съёмках в сериалах и фильмах. Но я не хочу играть мерзких людишек, жутко на это пойти. Я очень чувствую, насколько коротка жизнь. Значит, я правильно всё делаю, что отказываюсь от гадости. А предложения сыплются ну безумно денежные. Слава богу, есть муж, который, знаю, меня поддержит и скажет: «Нет». Он категорически против, когда наперекор себе идёшь из-за денег.

Ещё Серёжа легко может выучить новый язык. И если что-то сломалось, разорвалось, тут же это починит, зашьёт.

— А вот это уже совсем необычно для человека с актёрским образованием.

— У мужа руки золотые и мозги уникальные. Знает, как евроремонт сделать, как чертёж составить. Я знаю актёров, которые, наоборот, гвоздя не могут вбить. И не понимаю, как мужик может что-то не осилить. Как-то сосед попросил: «Сергей, почини компьютер». Домой прихожу: по всей комнате разложены детали. «Ты что?» — «Ну, будем собирать как-то, у него нет денег на новый. А этот никто не берёт в мастерские». И сделал. Спрашиваю: «А как ты мог компьютер починить?» — «Ну это же человек создал, а я что, не человек? Значит, и я могу». У него такая философия жизни. Сядет, подумает — и делает.

А если говорить про его актёрское образование: очень жаль, что Сергей мало играл у нас. Когда западные режиссёры его видели, тут же хватали и увозили. Он в Польше работал, в Чехословакии. А вот в советском кинематографе красивых и породистых несильно приветствовали.

— А вам не мешала красота?

— Да я никогда не считала себя красивой, поэтому об этом не думала. Сейчас только понимаю, что, наверное, да, мешала. Вспоминаю разные ситуации, как люди себя вели. Тогда мне просто не до этого было, не обращала на это внимания. А в «Ленкоме», оказывается, очень часто многие меня просто убирали из своей жизни. Я их понимаю — потому что они не могли бы вновь вернуть себе своё место, если бы я его заняла. Поэтому у них не было выбора, наверное. Имена называть не буду — всё равно я своё получила, у меня всё в этом смысле хорошо — и роли сыграны, и зрители меня полюбили.

Я очень свою профессию люблю. И мне очень обидно, когда её начинают принижать: «Ой, эти артисты, они все глупые». Кто эти «все»? Я знаю и женщин, и мужчин, начиная с моего мужа, которые умницы-преумницы. Альберт Филозов, царствие ему небесное, как он всем интересовался! Если мы приезжали куда-то на гастроли, то не могли его найти до спектакля. Он бежал то в какую-то библиотеку, то на вечер джаза. Он был потрясающий, достойный человечище! Про Валентина Гафта много разного говорят. Наверное, как у человека были у него какие-то недостатки, кто без них? Но это ведь был талантище-преталантище с уникальным кругозором. Очень много настоящих, интересных людей среди актёров. Как можно кого-то сыграть, если ты не читаешь, если ты ничем не интересуешься, не развиваешься? Когда человек дурак, это же видно сразу.

Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах