26 августа в инновационном центре Сколково во второй раз пройдёт фестиваль Skolkovo Jazz Science. Корреспондент АиФ.ru узнал у идейного вдохновителя мероприятия — саксофониста, народного артиста России Игоря Бутмана — почему количество джазовых фестивалей в нашей стране возрастает с каждым годом, кто их аудитория и откуда приходят молодые таланты.
Елена Яковлева, АиФ.ru: Игорь Михайлович, как вам пришла идея провести джазовый фестиваль в инновационном центре Сколково? Почему решились на такое странное сочетание музыки и современных технологий?
Игорь Бутман: Джаз всегда был инновационным искусством. За небольшое время существования этого жанра в нём произошло множество революций. Он развивался вместе с появлением новых инструментов: саксофона, органа, электрогитары, бас-гитары, ударной установки и не только.
Главная прелесть джаза — импровизация, когда от каждого музыканта ждут новых интересных решений. Сколково же — это инновации, молодость, новые решения и идеи. Это то, что мы ищем в джазе, то, чем всегда был интересен джаз. Со Сколково мы уже давно сотрудничаем и решили сделать фестиваль Skolkovo Jazz Science.
— Ключевым событием Skolkovo Jazz Science станет выступление специальных гостей — британского музыканта Azekel, записавшего композиции с Massive Attack и Gorillaz, а также пятикратного номинанта премии Grammy, артиста Steinway — пианиста Кристиана Сандса из США со своим трио. Легко ли и сразу ли западные музыканты согласились на участие в российском фестивале?
— Слава богу, очень мало музыкантов подвержены политическим и другим негативным явлениям, они знакомы с политической ситуацией в мире не из одного, а из нескольких источников. Поэтому, когда их приглашают выступить в России, у них не возникает сомнений — они едут на родину новаторов, выдающихся композиторов. К тому же аудитория в России очень хорошая, поэтому они не просто согласны, они сами хотят к нам приехать. Все хотят сюда приехать.
«Наша молодёжь тянется к джазу»
— Сегодня в России проходит множество джазовых фестивалей. Но можно ли сказать, что джазовое направление сейчас популярно среди молодёжи?
— Есть документальное свидетельство, что российская аудитория джаза гораздо моложе зарубежной, в том числе американской и европейской. Наша молодёжь тянется к джазу, поэтому и фестивалей становится всё больше и больше. Например, недавно прошли «Джаз в саду Эрмитаж» в Москве, Koktebel Jazz Party в Крыму, «Джаз на Байкале» в Иркутске, «Блюз на веранде» в Вологде, в этом году моя продюсерская компания Igor Butman Music Group провела ряд фестивалей — «Триумф Джаза» в Москве и Санкт-Петербурге, Фестиваль музыкального юмора в Челябинске, «Джазовые Сезоны» в Ленинских Горках, World Jazz Festival в Риге, Sochi Jazz Festival — и в ближайшие несколько месяцев мы проведём фестивали на Сахалине, в Москве, в Сочи. Это много, но не слишком. И очень приятно, что джазовые музыканты так интересны публике. Публика уже идёт не просто на слово джаз, а на определённых исполнителей высочайшего уровня. Значит, то, что мы делаем — правильно.
Юбилейный фестиваль джаза Koktebel Jazz Party
Юбилейный фестиваль джаза Koktebel Jazz Party
— Вы сейчас сказали замечательную вещь, что у российского джаза молодая аудитория. Как считаете, почему так сложилось?
— Это говорит о том, что наши молодые люди готовы потреблять не только «разжёванную» поп-музыку (где мотив повторяется по несколько раз и его легко запомнить), но у них есть интерес к искусству, которое заставляет немного задуматься, вслушаться. Есть интерес к самопознанию. Когда они открывают для себя джаз, то понимают, какое большое удовольствие можно получать от музыки. Наша молодёжь к этому готова, им не только интересно быть современными, сидеть в гаджетах и так далее, но и получать моральные духовные ощущения от того, что их мысль работает. Мне кажется, это характеризует наших людей с лучшей стороны. Они не всё привыкли получать от достижений цивилизации, им нужна природа, музыка...
— Я знаю, что в вашем окружении всегда есть какие-то молодые таланты, которых вы опекаете, даёте своего рода путёвку в музыкальную жизнь. Это и Олег Аккуратов, и Ярослава Симонова... Как они к вам попадают, вы сами ищете таланты, которым нужна помощь?
— Вы знаете, таланты всегда проявятся, например, кто-то о них расскажет или порекомендует их. Так было и с Ярославой Симоновой: мне о ней сказали друзья и попросили послушать. Я всегда иду навстречу людям, которые говорят о таланте, я всегда найду время, чтобы послушать музыканта.
А Олега Аккуратова я по-настоящему впервые услышал на конкурсе «Мир джаза» в Ростове-на-Дону, и он поразил меня своим талантом. Конечно, не привлечь его, не взять под опеку было просто невозможно. Слава богу, у меня есть такие возможности. Это сложный мир — и мы должны помогать талантам. Это наши российские ребята, это наша гордость.
«Затмить рэп»
— Вы как-то сказали, что джаз уже стал поп-музыкой, массовым искусством. Но почему же массовый слушатель так мало знает джазовых хитов? Эти композиции обычно не возглавляют музыкальные чарты...
— Возглавят, дайте время (смеётся). В поп-музыке тоже работают талантливые люди, и у них задача быть популярными. Для нас же самое важное — создать художественный образ, сделать красивые импровизации, а в лучшем случае — создать шедевр. И если этот шедевр вдруг станет популярным, то замечательно. Но для нас всё же важнее не популярность, а чтобы это было интересно, несло какую-то духовную, энергетическую ценность, чтобы это вдохновляло.
— Интересно, а как вы относитесь к популярной сегодня в России рэп-культуре? Считаете ли, что рэп, наконец, укоренился на российской почве?
— Честно говоря, не очень слежу за этим направлением, но совсем недавно на закрытом мероприятии лицом к лицу услышал русский рэп, одного из его лучших представителей — Басту (он был с коллегами из продюсерского центра). Люди прекрасно выступали, но кому-то нравилось, а кому-то нет. Потом и меня попросили сыграть, и могу сказать, что это произвело на гостей большее впечатление. Возможно, дело в аудитории мероприятия, но сам факт, что ко мне подходили и говорили, что это не хуже Басты... Было приятно.
У меня нет недоверия к тому, что если это популярно, то это обязательно плохо. Если это талантливо, пусть будет. Но наша задача, задача джазменов, сделать такой продукт, чтобы он затмил рэп или что-то другое. Нам это сложнее, потому что мы ставим себе высокохудожественные задачи, а не стремимся просто написать песни на злободневную тему. К тому же мы не имеем такого козыря, как слово — в нашем распоряжении только звуки.
Билеты на фестиваль можно приобрести на сайте: https://skjazz.ru/