Сто часов в сутках
«АиФ»: - В вашем турне сто концертов, география - от Калининграда до Владивостока плюс США, Германия, Австрия, Англия, Ближний Восток и ЮАР. Как всё успеваете?
М.Т.: - Сто - только сольников. Ещё много корпоративов, записей на ТВ… Получается, на сцене мы почти каждый день. Иногда кажется, что будь в сутках сто часов, - не хватило бы. Переезжаем из города в город, с концерта на концерт. Чтобы выдержать такой режим, нужны очень сильная мотивация, любовь к музыке и к жизни. Я не без гордости говорю, что за двадцать лет состав группы почти не изменился. Но, как в большой семье, у нас есть неписаные, но жёсткие правила: не опаздывать, не употреблять алкоголь, быть в хорошей физической форме. И даже на романтические отношения действует запрет перед концертами. Нельзя растрачивать энергию, потому что она нужна зрителям. Чем больше её отдаёшь, тем больше получаешь в ответ. И в какой-то момент усталость сменяется эйфорией.
«АиФ»: - Что для вас значит «успешный концерт»?
М.Т.: - Если чувствуем, что выступили на 115 процентов, то довольны собой. Заинтересовать и удержать зрителя можно, только давая больше, чем он ожидает. Когда зрители приводят на наш концерт своих детей, стараясь приобщить к качественной музыке, это тоже высокая оценка. В последнее время наша публика сильно помолодела, и это радует.
«АиФ»: - Сколько песен в репертуаре хора?
М.Т.: - Около 400 различных композиций, из них 150 в активе, то есть включены в различные выступления. Нас спрашивают, как можно столько слов и мелодий держать в голове? Секрет прост - репетируем ежедневно, в среднем по 6 часов. И не только вокал и хореографию, но и произношение, поскольку поём на многих языках. Однако мы ещё не рекордсмены. Я знаю, что у Кобзона в памяти тысяча песен! Есть к чему стремиться.
«АиФ»: - Вы создали собственный жанр, скрестив классику и популярную эстрадную музыку. По каким критериям создаётся репертуар?
М.Т.: - Мы исполняем музыку четырёх столетий. Выбираем или хорошо забытое старое, ставшее народным достоянием, или ещё не забытое, но «приподнимаем» его интересной аранжировкой, многоголосием. Из оперы, например, делаем музыкальный дайджест, добавляем в этот коктейль модные ритмы - рок, рэп, джаз, хип-хоп. Люди, не бывавшие прежде в опере, на наших концертах делают для себя настоящие открытия, и многие начинают всерьёз интересоваться классической музыкой.
«АиФ»: - Как вы относитесь к фонограмме?
М.Т.: - Плохо. Живое пение - это лучшее, что мы умеем. Многоголосие и наш драйв дают особую энергетику, от которой мы сами получаем большой кайф. Каждый концерт - это полная самоотдача, это яркий и искренний роман со зрителем, это фейерверк эмоций, пропитанных позитивом и настоящей сексуальной страстью. Самая качественная запись не может этого передать. Поэтому у нас полные залы.
Итогам - не время
«АиФ»: - Чем вы в этот раз собираетесь удивить зрителя?
М.Т.: - Для Кремля готовим новую программу, куда войдут сочинения, ранее нами не исполнявшиеся. Например, «Богемская рапсодия» Фредди Меркьюри, в которой мы значительно расширили оркестровую партию и, конечно, исполняем на десять голосов. Ещё одной мировой премьерой станет уникальная Casta Diva - каватина Нормы из оперы В. Беллини - одна из самых трудных для исполнения итальянских арий для сопрано. Во всём мире лишь немногие прославленные вокалистки осмеливаются исполнять на сцене эту партию из-за её необычайной сложности. В «Хоре Турецкого» её споют мужчины, причём «женскими» голосами. Будем удивлять новой подачей наших самых известных номеров, фееричным оформлением шоу, ярким и эмоциональным представлением.
Одной из изюминок концерта в Кремле будет выступление нашей «дочерней» группы «Сопрано 10». Это десять лучших женских голосов (от драматического до фолк-сопрано), которые мы отобрали по всей стране.
«АиФ»: - «Сопрано 10» - это «Хор Турецкого» в женском обличье?
М.Т.: - Нет, это новый виток бренда Турецкого, если хотите. Наш коллектив может спеть всё. Особенно хорошо получается то, что не предназначено для пения мужским хором. «Полёт шмеля», например, написанный исключительно для инструментов. Огромный диапазон голосов - от самого низкого, до самого высокого - позволяет исполнять и женские арии. Но я хочу пойти дальше. Не все музыкальные произведения могут гармонично войти в наш репертуар. Например, когда девушки поют «Ромашки спрятались…» или песню «Мама», зал замирает. Такая особая чувственность и проникновенность исполнения присуща именно женщинам. Ноу-хау «Сопрано 10» - это трансформация гениальных инструментальных классических произведений и киномузыки в яркие вокальные версии, что до настоящего времени почти никто не делал.
«АиФ»: - Имя Турецкого помогает их продвижению?
М.Т.: - Безусловно. Но мы с девушками очень много и серьёзно работаем, чтобы соответствовать бренду Турецкого.
«АиФ»: - В двадцатилетие принято подводить итоги…
М.Т.: - Если человек говорит о том, что чего-то достиг, значит, он остановился. А мы в пути. Много ещё идей и проектов. Мы сейчас в самом расцвете творческих и человеческих сил.
Ищу партнёров
«АиФ»: - У вас колоссальный багаж знаний, популярность, опыт. Вам не хотелось бы всё это передать молодым, начинающим путь артистам?
М.Т.: - Есть проект создания своей школы, где будут готовить эстрадных звёзд. Я бы хотел, чтобы дети имели возможность одновременно учиться вокалу, актёрскому мастерству, хореографии, эстетике, играть на разных музыкальных инструментах. В России такого комплексного подхода пока нет. Школа должна быть бесплатной, чтобы учёба не зависела от материальных возможностей родителей, а только от таланта. Есть замечательные педагоги, наработанные методики. Даже помещение нашли, но это памятник архитектуры в центре Москвы, и он требует реставрации. Вся эта история изрядно затянулась. Вот ищу партнёров на этом пути.
«АиФ»: - А из своих детей вы не хотите сделать звёзд?
М.Т.: - Чтобы стать Моцартом, им надо родиться. Божья искра видна сразу. Без этого не стоит мучить и ломать человеку судьбу. Все мои дети занимаются музыкой, но прежде всего для общего развития. А дальше будет видно…