«Говоря «попсовая игла», я не имею в виду музыкальное направление. Просто «попса» стала стилем жизни всей страны. Это ужасно!» - говорит всемирно известный пианист Денис Мацуев, которому 11 июня исполнится 35 лет. А 12 июня в Кремле ему вручат Госпремию в области культуры.
Кризис и классика
«AиФ»: - Денис, если бы вам предложили сыграть музыкальное произведение, которое, по вашим ощущениям, отражает жизнь в условиях современной российской действительности, что бы вы исполнили?
Денис Мацуев: - (Задумывается.) Современная Россия, на мой взгляд, - это сумасшедший темпоритм, безумная бравада маленькой прослойки супербогатых людей и бесконечная боль всего остального населения страны. В произведении, отражающем жизнь страны, с одной стороны, безусловно, должны присутствовать нотки юмора, а с другой - чёткая мелодия, передающая издевательское отношение к людям. Думаю, я бы остановил свой выбор на «Болеро» Равеля. В нём есть некое постепенное нарастание, но нет ясности того, к чему оно приведёт.
«AиФ»: - Несколько лет назад вы говорили, что практически 60% ваших гастролей приходится на российскую провинцию. Сейчас это соотношение изменилось?
Д. М.: - Думаю, осталось примерно тем же, хотя, наверное, сейчас я чуть больше играю на Западе, так как есть контрактные обязательства. В этом году я играю около сорока концертов в России. Охвачены практически все регионы. Я обожаю российские гастроли! Они дают мне колоссальную энергетическую подпитку! На эти концерты приходит публика, которая стала мне родной. Это она воспитывает меня на протяжении последних 15 лет. Молодым музыкантам, которые участвуют в возглавляемом мною фестивале «Крещендо», я часто говорю: «Не думайте, что за какие-то тричетыре года вас легко примут, полюбят и станут узнавать. Я полтора десятка лет за копейки, а то и вовсе бесплатно колесил по стране!» Вообще, российская публика особая. За ней нужно ухаживать, как за девушкой. Нужно постоянно доказывать, что ты ей нужен. Я обожаю после концерта выходить в фойе и общаться с публикой! Да, получается как бы третье или четвёртое отделение твоего концерта, но это огромное счастье.
«AиФ»: - А как вы решаете вопрос с ценами на билеты? Ведь в провинции человек не может выложить 200-300 долл. за билет, как в Нью-Йорке или в Москве.
Д. М.: - В России я получаю символические гонорары, но для меня это абсолютно не важно. Демократичные цены на билеты - одно из главных условий моих российских гастролей. Например, если речь идёт о концертах в рамках фестиваля «Звёзды на Байкале», то, независимо от того, какие звёзды задействованы, цена билета во всех городах одинакова - от 500 до 2000 руб. Поймите, в России я получаю нечто большее, чем деньги!
«AиФ»: - А кризис на классической музыке отразился?
Д. М.: - Конечно! Например, в Америке, где, в отличие от России, ни у одного оркестра нет господдержки - все они существуют на деньги меценатов. А так как по этим самым меценатам кризис ударил существенно, соответственно это тут же отразилось на сфере классической музыки. Скажем, входящий в пятёрку лучших симфонических оркестров Америки оркестр Цинциннати в прошлом году оказался на грани банкротства. Ситуация была безвыходной. И тогда внучка основателя компании «Проктор энд Гэмбл», которая в свои 94 года, сидя в инвалидной коляске, старалась не пропускать ни одного концерта этого оркестра, выделила рекордный грант - 94 млн долл.! Этот шаг, пожалуй, можно сравнить с историческим указом о господдержке оркестров, который Путин подписал после разговора с Юрием Темиркановым. Не будь этого указа, неизвестно, что вообще мы имели бы сегодня. Несмотря на то что исторически Россия была славна меценатами, сегодня люди, обладающие огромными средствами, почему-то перестали понимать, что, вкладываясь в культуру, они в итоге получат нечто большее и важное, чем финансовая отдача.
Концерты и фотик
«AиФ»: - Денис, вы согласны с мнением, что сегодня выросло целое поколение молодых людей, которое вообще не знает, что такое классическая музыка?
Д. М.: - Согласен абсолютно! «Благодаря» телевидению и СМИ вообще, которые подсадили народ на «попсовую иглу», мы можем наблюдать сегодня огромную толпу людей, которая абсолютно ничего не слышала из классики. Говоря «попсовая игла», я не имею в виду музыкальное направление. Просто «попса» стала стилем жизни огромной части населения страны! Это ужасно! Я стараюсь делать всё возможное, чтобы завлечь новое поколение на концерты классической музыки. Меня часто упрекают, что я участвую во всевозможных развлекательных телепрограммах, в концертах ко Дню милиции и т. п. Говорят, не пристало, мол, классическому пианисту в подобном участвовать. Но, извините, это позволяет привлекать новую аудиторию! Это работает! Я уже рассказывал, но повторюсь: меня как-то подвозил таксист, который рассказал, что, увидев меня впервые в концерте ко Дню милиции, купил билет на мой концерт - первый в его жизни концерт классический музыки! И постепенно втянулся - стал интересоваться, что происходит в этой музыкальной сфере!
«AиФ»: - Ну, бог бы с ними - с «милицейскими» концертами! А вот когда вы играли на арене цирка в окружении дрессированных коз - это не перебор?
Д. М.: - Абсолютно точно - нет! Просто вы, наверное, как и многие, видели это выступление отдельным роликом в Интернете. Вне контекста действительно кто-то может подумать, что у меня крыша поехала. А между тем это была новогодняя программа на канале «Культура». Там знаменитые музыканты в разных образах по-хорошему «хулиганили» на арене цирка. На вкусовом уровне там всё было замечательно! Кстати, ко мне уже не раз подходили люди и спрашивали: «А где мы вас ещё можем с этим номером посмотреть?» (Смеётся.)
«AиФ»: - Ваш концертный график расписан на три года вперёд. Вам не хотелось остановиться и передохнуть, пожить для себя, поездить по миру не с концертами, а с фотоаппаратом?
Д. М.: - А я совмещаю концерты и прогулки с фотоаппаратом. Мне нравится сумасшедший ритм моей жизни, и я не хочу, чтобы это сумасшествие заканчивалось. Я как-то пробовал лежать кверху пузом на пляже - выдержал всего пять дней. Пока тебе играется, пока ты можешь это делать и получать удовольствие - надо играть! Время-то летит очень быстро…
Досье
Денис Мацуев родился в 1975 г. в Иркутске в семье музыкантов. В 1991 г. стал стипендиатом фонда «Новые имена», через два года победил на Международном конкурсе пианистов в Йоханнесбурге и поступил в Московскую консерваторию. С 1995 г. - солист Московской филармонии. С 2006 г. является членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Заслуженный артист России. Не женат.