Примерное время чтения: 8 минут
1758

В челюстях у страха: кинотерапия Стивена Спилберга

Стивен Спилберг.
Стивен Спилберг. / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

18 декабря 1946 года родился Стивен Спилберг — один из самых успешных режиссёров в мире, автор блокбастеров «Парк Юрского периода» и «Челюсти», обладатель четырёх «Оскаров». Много лет назад он страдал от издевательств сверстников и каждое утро мечтал только о том, чтобы провалиться сквозь землю. Но кино изменило всё: получив в подарок первую камеру, Спилберг научился бороться со своими страхами, перенося их на экран.

Монстры под кроватью

Как многие творческие люди, Спилберг часто сталкивался с непониманием со стороны окружающих. В детстве он был образцовым «мальчиком для битья» — худой, неловкий подросток ужасно раздражал сверстников.

Дополнительным поводом для насмешек являлось еврейское происхождение семьи Спилбергов. Об этом знали все соседи, но Стивен упрямо повторял: моя фамилия немецкая, и точка. «Что такое антисемитизм, я впервые узнал в школе, — вспоминал впоследствии режиссёр. — Это когда целой ватагой бьют одного только за то, что он еврей».

Десятки лет спустя Спилберг перенёс свои переживания на экран. В 1993 году он снял «Список Шиндлера», а спустя год основал Фонд визуальной истории, хранящий свидетельства жертв Холокоста.

Ещё одним важным событием, повлиявшим на Спилберга, стал развод родителей. Инженер Арнольд Спилберг и пианистка Леа Познер разрешали сыну абсолютно всё, но это не давало ему ощущения защищённости, так необходимого подростку. Спилберг потом вспоминал, что мать вела себя как будущий герой его фильма Питер Пэн — наотрез отказывалась взрослеть, а отец вечно был на работе и не находил времени, чтобы вникнуть в проблемы сына.

А у него действительно были большие проблемы: однажды он оторвал голову кукле и пристроил её на грядке в саду, до смерти напугав сестру. Леа потом говорила, что если бы она хоть немного разбиралась в воспитании, то отвела бы сына к психоаналитику. «Но тогда не появился бы "Инопланетянин"», — справедливо заметила она.

Легендарный фильм «Инопланетянин», вышедший на экраны в 1982 году, до сих пор остаётся самой трогательной фантастической киноисторией о контактах человечества с пришельцами. Но мало кто знает, что в основе сюжета лежит реальная семейная драма самого режиссёра, которую он «одолжил» своему герою, 11-летнему мальчику Эллиоту, который тяжело переживает развод родителей.

Много лет Спилберг копил обиду на отца, считая его виновником семейных неурядиц (на самом деле это мать режиссёра ушла от Арнольда к его другу). После развода, тем не менее, Стивен остался жить с Арнольдом, но вскоре тот решил отправить сына в самостоятельное плавание и самоустранился. Примирение произошло только через десятки лет — Стивен узнал всю историю вопроса и нашёл в себе силы понять и простить родителей.

Но вся эта история имела глобальное значение для режиссёра: образ отца во многих фильмах Спилберга далёк от идеала, примерами могут служить вечно занятый бизнесмен в «Капитане Крюке» и герой Тома Круза в «Войне миров».

При всей своей невнимательности к сыну именно Арнольд был тем человеком, который подарил Стивену первую камеру — главное его оружие в борьбе с самим собой. «Кино помогло мне принять себя таким, какой я есть, — говорит режиссёр. — Я, наконец, нашёл то дело, которое у меня получается хорошо».

Кино как лекарство

Свой первый фильм Стивен Спилберг снял в 13 лет — это была 40-минутная военная драма «Побег в никуда». Полнометражный дебют режиссёра назывался «Пламя страсти» и стоил всего 400 долларов. Переехав с отцом в Калифорнию, Спилберг пошёл работать стажёром на студию Universal, начал снимать сериалы, среди которых небезызвестный «Коломбо».

Поворотным моментом стал 1974 год, когда многообещающему режиссёру доверили снимать фильм «Челюсти». Прочитав сценарий, режиссёр почувствовал весь потенциал истории. «Я сразу ощутил враждебность этой силы и захотел ответить, — говорил он. — Лучший способ побороть свой страх — посмотреть на него со стороны и отдать на откуп другим».

1 июля 1974-го режиссёр стоял на борту лодки и ждал начала съёмки кульминационной сцены фильма «Челюсти» — трое против одной акулы. Работа была долгой и мучительной, Спилберг превысил бюджет, сорвал сроки и теперь прекрасно понимал, что это его последний шанс прорваться в индустрию.

Живой дрессированной белой акулы у режиссёра, разумеется, не было, а искусственные монстры выглядели нелепо. Тогда Спилберг понял, что по-настоящему напугать зрителя может не кукла, а атмосфера надвигающейся опасности. «Я хотел, чтобы присутствие чудовища ощущалось в каждом кадре до того, как мы покажем саму акулу», — объяснял режиссёр.

У него всё получилось по первому разряду: «Челюсти» стали образцом идеального триллера, взяли три «Оскара» и заработали в прокате больше 100 миллионов долларов, сделав 28-летнего Спилберга богачом.

В 1977 году на экраны вышел фантастический фильм «Близкие контакты третьей степени», в 1981-м — первая часть киносаги о приключениях Индианы Джонса, в 1983-м — «Инопланетянин», в 1993-м — «Парк Юрского периода». Все эти картины гремели на весь мир, собирали кассу и являли собой пример настоящего зрелищного кино. Но вместе с восторгами зрителей пришли и замечания критиков. Спилберга обвиняли в чрезмерном увлечении спецэффектами и несерьёзности историй.

Все обвинения рассыпались в прах после уже упомянутого выше «Списка Шиндлера». Успеха этой картины режиссёр не ожидал — просто делал фильм так, как считал нужным. «Я не думал, что за него заплатят и доллар», — признавался Спилберг. Но результатом проката стала огромная касса и два «Оскара», включая награду за режиссуру.

«Терминал» с Томом Хэнксом, «Поймай меня, если сможешь» с Леонардо ДиКаприо, «Война миров» с Томом Крузом — перечислять все работы Спилберга нет нужды, ведь многие из них легко найти в рейтингах лучших картин мира. Над своим последним на сегодняшний день фильмом «Линкольн» Спилберг работал больше 12 лет — и это очередная «оговорка по Фрейду» самого режиссёра. В личности президента Линкольна он попытался отразить образ отца всей нации, тем самым закрыв собственный гештальт отношений с семьёй.

«Честно говоря, все мои недавние фильмы являются отражением новой страницы в моих отношениях с отцом, мы живём в мире и согласии уже больше 20 лет», — признался однажды Стивен Спилберг.

Сейчас в планах у 68-летнего режиссёра — пятая часть «Индианы Джонса» и экранизация истории американского самолёта-разведчика Lockheed U-2, который был сбит советской ракетой в 1960 году. Доказывать Спилбергу уже нечего, но каждый раз перед съёмками он вновь превращается в «комок нервов». «Не то чтобы я чувствовал страх, скорее это можно назвать предчувствием чего-то неизведанного. Ну, знаете, неизведанное ведь может привести и к пищевому отравлению, — шутит мастер. — Меня очень беспокоит то, что я не могу контролировать свою жизнь, в отличие от работы. Но нет ничего полезнее, чем разделить свои страхи со зрителями — и, закончив очередной фильм, испытать новые».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах