Американское семейство отдыхает на яхте у побережья Испании. Мускулистый папаша (Брюс Уиллис), в былые времена редко проводивший вечера с подраставшим наследником, берется научить давно выросшего размазню-сына (Генри Кавилл) отдавать швартовы и ставить гик против ветра. Диалог поколений предсказуемо не ладится. Но когда семью похищают неизвестные, а папа оказывается не организатором лекций о Пикассо (вот уж в каком амплуа трудно представить Крепкого Орешка!), а агентом ЦРУ в опале, сын стремительно мужает и сближается с монументальным предком – тут уж не до детских обид.
В оригинале картина называется The cold light of day – распространенное американское выражение, которое можно перевести как «на холодную голову». Пожалуй, главный герой, осмыслив «на холодную голову» всё, что натворил за изображенные в фильме 20 часов, не поверил бы собственной памяти. Простой городской мальчик, всю жизнь лавировавший между типичными псевдопроблемами эмоционального разлада, лени и гордости, должен за считанные секунды принимать жизненно важные решения, соображать, как шахматист, стрелять, как снайпер и – самое главное – чуять обман, как настоящий суперагент. Без права на ошибку, ведь на кону жизнь этих самых «скучных» родственников, которых, как оказалось в экстремальной ситуации, он безумно любит. При этом нависающая тень отца, такого недосягаемого, сильного, опытного, а тут ещё и полного тайн и загадок, теперь не пугает его, а скорее подсказывает на уровне семейной интуиции, кому верить, а в кого – стрелять.
На фоне большинства сегодняшних боевиков и триллеров, делающих ставку на супергероев и сверхчеловеков, бронированных мускулами, история растерянного инфантильного паренька выглядит весьма впечатляюще. Режиссер Мабру Эль Мекри (француз, дебютант в Голливуде) не зря старательно «разучивал» Генри Кавилла драться и заставлял нарастить жирок. Актер привык играть олимпийцев («Война богов: Бессмертные») и аристократов («Тюдоры»), а в этом фильме настоящее сочувствие вызывает именно «обыкновенность» человека, попавшего в необыкновенные обстоятельства.
Что-то похожее часто встречалось в триллерах 90-х, вроде «Игры» с Майклом Дугласом или «В постели с врагом» с Джулией Робертс, но в нулевых подобный эмоциональный аттракцион – сравнительная редкость. Незнакомый город и чужой язык, стальной взгляд Сигурни Уивер, боль прижигаемых ран, драки макбуком и другие находчивые способы обороны – всего этого «подогревающего» антуража в фильме с избытком. Но главное, конечно, редкое ощущение вживания, когда видишь, что человек вдруг теряет чувство комфорта. Вместе с ним попадаешь в параллельную реальность, где впервые надо бежать от погони, держать в руках пистолет, брать на себя ответственность за близких – и паника в глазах персонажа цепляет лучше любого спецэффекта.