Пикассо — в печь!
Осенью 2012 года из голландского музея «Кюнстхал» неизвестные похитители выкрали целый ряд художественных шедевров: полотна «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Женщина перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда.
Общая стоимость похищенных картин оценивалась в 100 миллионов евро.
По следу грабителей отправились лучшие полицейские силы Голландии и Интерпола, которым удалось выйти на след трёх граждан Румынии, причастных к краже.
Один из них, Раду Догару, обратился к другу детства с предложением найти покупателей для картин Матисса и Гогена. Друг согласился помочь, не спрашивая, откуда у Догару взялись подобные раритеты.
Когда о поисках покупателей стало известно правоохранительным органам, все причастные к истории лица были задержаны в Бухаресте.
Но найти пропавшие шедевры так и не удалось. И вот в июле 2013 года мать Раду Догару, Ольга Догару, призналась, что закопала картины на одном из кладбищ возле дома, затем выкопала полотна и сожгла их, дабы помочь сыну избавиться от улик.
Эксперты Румынского национального исторического музея в настоящее время изучают пепел, найденный в печи, где якобы погибли шедевры живописи. Пока ведётся анализ, который может занять не один месяц, остаётся слабая надежда на то, что картины всё-таки не уничтожены.
Тем не менее история знает достаточное количество случаев, когда преступники, так и не сумев реализовать похищенные произведения искусства, попросту их уничтожали.
Сожжённый «Христос»
В феврале 1965 года мастер сюрреализма Сальвадор Дали должен был выступить перед заключёнными нью-йоркской тюрьмы Рикерс-Айленд. Накануне выступления маэстро, однако, заболел. «Компенсировал» своё отсутствие Дали в характерном для себя стиле, подарив один из своих шедевров — картину «Распятый Христос».
Дарственная надпись Дали гласила: «Шумным обитателя острова Рикерс на память».
Художник как будто предчувствовал возможные неприятности и настаивал, чтобы картина висела только в столовой. Однако в 1981 году в нарушение этого запрета полотно перевесили в вестибюль.
Спустя 20 лет картиной заинтересовался тюремный надзиратель Митчел Хоххаузер. Тюремщика волновало не искусство, а стоимость картины — 200 тысяч долларов.
Вместе с подельниками он решил украсть «Христа». В марте 2003 года, организовав пожар в холле тюрьмы, Хоххаузер в суматохе подменил картину на копию высокого качества.
Надзиратель, однако, недооценил обитателей тюрьмы — уже на следующий день один из них сообщил начальству, что вместо работы Дали на стене висит «липа». Проверка подтвердила данный факт, и вскоре подозрение в краже пало на Хоххаузера.
Перепуганные похитители не придумали ничего лучшего, чем сжечь картину.
От тюрьмы это их не спасло, но шедевр Дали утрачен безвозвратно.
«Рождество», погубленное мафией
Великий итальянский художник Микеланджело Караваджо прожил всего 38 лет, однако оставил после себя немало великих полотен. Одним из таких считалось написанное в 1609 году «Рождество со Св. Франциско и Св. Лаврентием».
Картина три с половиной века благополучно переживала различные великие потрясения, однако в 1969 году она была выкрадена из часовни Сан Лоренцо в Палермо.
Практически сразу возникло подозрение, что к краже шедевра, стоимость которого оценивается в 20 миллионов евро, причастна мафия. Тем не менее напасть на след полотна и похитителей не удавалось целые десятилетия. Первым заговорил торговец героином Франческо Марино Маннойя, который признался, что был участником похищения. Картина, по его словам, при этом была повреждена, однако о её дальнейшей судьбе ему ничего не известно.
Лишь в 2009 году бывший киллер «Коза ностры» Гаспаре Спатуцца, в конце 1990-х оказавшийся в тюрьме за многочисленные убийства и впоследствии ставший полицейским информатором, рассказал, что «Рождества» больше нет.
В этом «киллеру-стукачу» признался сидевший вместе с ним в 1999 году босс мафии Филиппо Гравиано. Украденную картину отдали на хранение семье Пуллара, которая является ответвлением сицилийского клана Санта Мария ди Джезу.
Большого почтения к высокому искусству у мафиози не было — шедевр хранили на ферме. В один прекрасный день «хранители» обнаружили, что картину Караваджо съели свиньи и крысы. Всё, что осталось от полотна, сожгли. Произошло это ещё в 1980-х годах.
Материнская любовь как угроза искусству
Те, кто смотрел знаменитый советский фильм «Корона Российской империи», несомненно, вспомнят князя Нарышкина — уникального специалиста по кражам дворцовых ценностей, которого блестяще сыграл Владислав Стржельчик.
Удивительно, но подобный персонаж существует в реальности. Француз Стефан Брайтвизер в течение шести лет наводил ужас на европейские музеи. В этот период он совершил 174 кражи в музеях, галереях, церквях, на выставках и аукционах в семи странах Европы. Его трофеями стали 239 произведений искусства и антиквариата. Только в Швейцарии он ограбил не менее пятидесяти музеев, галерей и церквей, украв 84 вещи. В своём домике во французском Эльзасе Брайтвизер собрал уникальную коллекцию из произведений Питера Брейгеля, Антуана Ватто, Франсуа Буше, Лукаса Кранаха-старшего.
Поразительно, но воровал Брайтвизер действительно из любви к искусству, а не на продажу. Возможно, именно это обстоятельство привело к тому, что срок он получил небольшой, к тому же сокращённый за примерное поведение. Всего Брайтвизер отсидел 26 месяцев.
Но часть шедевров в музеи так и не вернулись — когда полиция приехала в дом Брайтвизера, то оказалось, что мать похитителя, Мирей Штенгель, изрезала холсты и выбросила их на помойку вместе с пищевыми отходами. Правда, не все, но почти 60 картин, в том числе полотна Клода Моне, Буше, Ватто, Питера Брейгеля-младшего и Квентина Массейса, пали от руки разгневанной арестом сына мамаши. Ещё часть шедевров, среди которых золотые украшения и уникальные кубки, Штенгель выбросила на дно канала. Позже их всё-таки удалось обнаружить.
Мирей Штенгель за свой «материнский вандализм» получила 18 месяцев тюрьмы, а Брайтвизер, узнав об этом, пытался покончить с собой.
Выйдя на свободу, Брайтвизер написал книгу о своих похождениях, где давал советы, как бороться с такими, как он.
Однако привычка взяла верх — в 2011 году Брайтвизер снова попался. Правда, на сей раз эстет стал приторговывать крадеными предметами искусства — его поймали на сбыте антикварной вазы. При обыске в доме Брайтвизера нашли 40 картин, три скульптуры и гобелен. В доме матери Брайтвизера был обнаружен пейзаж кисти ученика Брейгеля, который был украден из музея в Брюсселе. Дальше полицейские испытали «дежа вю»: часть похищенных вещей, таких как люстры, канделябры и карманные часы, нашли в пруду у дома Мирей Штенгель. Не исключено, что и на этот раз заботливая мамаша успела превратить в пепел и обрывки несколько картин, однако найти подобные улики на сей раз копам не удалось.
«Богиню» — на переплавку!
Эта печальная история стоит на стыке спорта и искусства. В 1930 году президент Международной федерации футбола Жюль Римэ заказал парижскому ювелиру Абелю Лефлеру статуэтку из золота, которая должна была стать переходящим призом для сборных команд — победителей чемпионатов мира по футболу.
Статуэтка представляла собой фигуру мифологической крылатой богини победы древних греков Ники, которая держит в руках чашу. 30-сантиметровая «Золотая богиня» вместе с цоколем из оникса весила 4 килограмма, а чистого золота в ней было 1 кг 800 граммов.
Приз, в 1946 году названный Кубок Жюля Римэ, пережил немало злоключений. Во время войны его прятали от нацистов, в 1966 году его похитили в Англии и лишь случайно обнаружили благодаря одной любопытной беспородной собаке по кличке «Шалопай».
В 1970 году «Золотую богиню» в третий раз выиграла сборная Бразилии. Согласно правилам, Кубок Жюля Римэ был передан бразильцам навечно.
Приз, который бразильцы считали «сокровищем нации», был похищен в ночь с 19 на 20 декабря 1983 года из резиденции Национальной федерации футбола в центре Рио-де-Жанейро. Два грабителя связали сторожа и похитили трофеи сборной, в том числе «Золотую богиню».
Полицейские сбились с ног в поиске преступников, розыск шёл по всему миру, объявление о поиске прозвучало даже в советской информационной программе «Время». В конце концов злоумышленников вычислили, но было поздно — «Золотую богиню» переплавили в обычные золотые слитки.
Впоследствии ювелиры сделали копию утраченного шедевра, которая и сегодня хранится в Рио-де-Жанейро под пуленепробиваемым стеклом.