Для России он на этот раз примечателен ещё и тем, что в состав компетентнейшего жюри вошёл наш соотечественник Юрий Арабов.
Широкой публике он известен как поэт, писатель, кинодраматург (телефильмы «Доктор Живаго», «Завещание Ленина», «Дело о «Мёртвых душах»). Многолетний соавтор картин Александра Сокурова, за сценарий «Молоха» стал лауреатом Каннского фестиваля.
- У вас есть книга «Механика судеб». Вы верите в судьбу?
- Судьба - это та совокупность причинно-следственных связей и развязка в будущем тех «завязок», которые вы совершили некоторое время назад. В этом смысле судьба каждого человека отчасти предсказуема. Драматургия как вид искусства помогает понять эту «механику», через которую говорит сам Бог. Я когда-то написал в стихах: «мы получаем вышку, пристёгиваясь ремнём…» Вот и вся судьба. Кстати, это стихотворение посвящено замечательному человеку действительно с уникальной судьбой - сценаристу и режиссёру Игорю Алейникову. Лидер так называемого «параллельного кино», чрезвычайно талантливый художник, он в 90-х вместе со своей женой полетел на самолёте к филиппинским хилерам. У жены было тяжёлое заболевание, они долго собирали деньги на эту операцию, залезли в долги… И вот где-то под Красноярском самолёт упал… Потом правительственная комиссия выяснила, что командир корабля дал «порулить» бортом своему маленькому сыну, находившемуся в кабине…. И тяжёлый «Боинг» вошёл в штопор. У меня до сих пор сидит в голове этот случай как эпитафия целому поколению людей.
Питание кинематографиста
- Что для вас кино?
- Я существую раздробленно - пишу стихи, прозу и сценарии. Зачем мне вообще нужно кино? Чтобы как-то «обозначиться» в обществе, в социуме? Трагическая для меня ситуация: мир перестаёт быть словом. С появлением кино и особенно ТВ мир стал миром звука и изображения. И тот, кто работает в искусстве, должен это учитывать. А я хотел бы жить в XIX веке, быть там писателем, пусть и второразрядным, но вполне отвечать за свой труд. А работая в кино, сталкиваешься с проблемой неадекватности изображения твоему собственному тексту.
- Какие фильмы нравятся вам как зрителю?
- В юности меня впечатляли все картины с блондинками, «Цирк» с Любовью Орловой, я был в неё влюблён. Потом - «Большой вальс», опять я был влюблён. Потом мне перестали нравиться блондинки и стали нравиться пистолеты: фильм «Великолепная семёрка», Юл Бриннер и все - такие поджарые мускулистые самцы. И мы тогда стали шить штаны - «джинсы», ходить с деревянными пистолетами, метать ножи.
А взросление началось с Тарковского: 1971 год, «Андрей Рублёв», кинотеатр «Мир», где я три часа смотрел этот фильм с мамой, и у меня что-то перевернулось в голове, я понял, что есть что-то в кино более существенное, чем метание ножа одним человеком в другого. И в этом смысле сегодняшняя кинопродукция вызывает у меня вопросы. Я сторонник авторского кино. Чаплин, Бергман, Антониони, Висконти, Феллини, Джармуш - как кинематографист я этим питаюсь.
Масскульт объявил войну
- У вас уже 15 лет мастерская, курс во ВГИКе. Говорят, молодёжь сильно изменилась.
- В какой-то степени это так. Но всегда, в любую эпоху среди молодых будет существовать прослойка тех, кто отличает добро от зла. Девятерых из десяти потом сломает жизнь, но один будет сопротивляться и выплывет. Сопротивляться прежде всего массовой культуре, ТВ. Это абсолютно низкое занятие, и, погружаясь в эту яму, ты обязательно в ней погрязнешь. Масскульт разрушает те ростки, духовные и гражданские, которые соединяют тебя с обществом и с Богом. А масскульт объявил войну и обществу, и Богу.
Сегодня для серьёзной работы в кино не лучшее время. Лихачёв говорил о «национальном обмороке» русского народа, сейчас это очень актуально. Та катастрофа, которая нас постигла, неописуема: четыре революции, две мировые войны, затяжная война с собственным народом - и всё это за один век. Но будем оптимистами - скорее мы переживаем действительно «обморок», и, если не будет мировой войны, мы обязательно оправимся через 15-20 лет. Растут потрясающие дети, я это вижу и во ВГИКе, и в православных гимназиях. Главное - в системе образования, в средней школе, и вот здесь интеллигенция должна достучаться до властей. Будет образование - будет и патриотизм, потому что, когда человек знает свою историю, он автоматически становится патриотом.
...Толстой писал, что его вера - это деятельная добродетель. Сейчас очень важна роль интеллигенции, она должна воспрепятствовать превращению России в скотский хутор.
Все фильмы фестиваля в Венеции »