Примерное время чтения: 6 минут
1468

Женщины и Франко. О чём фильм Педро Альмодовара «Параллельные матери»

Кадр из фильма «Параллельные матери».
Кадр из фильма «Параллельные матери». Фото предоставлено компанией «Вольга»

Испанец Педро Альмодовар — режиссёр очень заслуженный, много поснимавший и, пожалуй, получивший за свои работы большинство доступных ему наград. У него есть два «Оскара» и два «Золотых глобуса» (за «Всё о моей матери» и «Поговори с ней»), призы Каннского кинофестиваля и, разумеется, достойное количество призов испанской кинопремии «Гойя». Каждый его фильм привлекает повышенное внимание, и две снятые уже в коронавирусную эпоху картины исключением не стали. «Человеческий голос» 2020 года с неподражаемой Тильдой Суинтон был показан в Венеции, а потом проехался по всем не ушедшим на перерыв фестивалям. Ну а «Параллельные матери» 2021-го принесли одной из его любимых актрис — Пенелопе Крус — кубок Вольпи во всё той же Венеции. «Параллельные матери» чаще всего описываются как рассказ о трагичной судьбе двух женщин, и на первый взгляд это действительно так. Модный фотограф Дженис (Пенелопа Крус), которой скоро стукнет сорок лет, и совсем юная девушка Ана (Милена Смит) знакомятся в роддоме. Дженис решила оставить ребенка после недолгой интрижки с археологом Артуро (Исраэль Элехальде), а Ана была изнасилована одноклассниками, и её отец отослал дочь подальше от родного дома. У них рождаются две девочки, которых называют Сесилия и Анита, они обмениваются телефонами и расстаются, чтобы продолжать жить собственными жизнями.

Фото предоставлено компанией «Вольга»

Но однажды Дженис узнает, что не является биологической матерью Сесилии, которую она воспитывает. Она считает, что девочек перепутали в роддоме. А позже она встречает Ану, у которой случилось горе: Анита умерла во сне, и она пытается в одиночку справиться с последствиями. Возвращать девочку настоящей матери Дженис не хочет, но и просто отпустить Ану она не может.

Ситуация, про которую Альмодовар снял свой фильм, страшная с любой точки зрения, и обе главные героини заслуживают и сочувствия, и понимания. Для героини Крус невозможно расстаться с чужой дочерью, которую она уже несколько месяцев растит как свою: это означает отказ от давно планируемого материнства. Но одновременно с этим она не должна скрывать правду от Аны, и выбор между двумя поступками буквально разрывает Дженис изнутри. Крус хорошо показывает её состояние, и приз в Венеции актриса получила вполне заслуженно.

Но в «Параллельных матерях» есть и второй слой. Альмодовар показывает зрителям женский мир, в котором любой мужчина — персонаж эпизодический и не слишком обязательный. Мать у Дженис была хиппи и не знала, кто отец её ребенка. Она рано умерла, а девочку воспитывала бабушка. У Аны отец вроде бы присутствует, но на периферии: у него другая семья, в которую дочь от первого брака не вписывается. Большую роль в жизни Аны играет мать — ровесница Дженис, театральная актриса, которая одновременно с появлением внучки получила шанс всё-таки сыграть роль, о которой долго мечтала, — и это явно не роль бабушки-сиделки. И этот женский мир, как было у древних амазонок, словно бы воспроизводит сам себя, порождая сильных и уверенных в себе женщин.

Фото предоставлено компанией «Вольга»

Но есть в новой работе Альмодовара ещё один слой, который, наверное, будет гораздо понятнее российскому зрителю. Примерно со времен горбачевской перестройки у нас то и дело поднимается тема «большого террора» — вала репрессий, которые привели к сотням тысяч жертв и поломали судьбы миллионов. В Испании нечто подобное случилось после окончания Гражданской войны: в конце 1930-х сторонники Франко в буквальном смысле уничтожили всех противников. И локальная история того времени стала обрамлением «Параллельных матерей».

Знакомство Дженис с Артуро начинается с того, что она просит его о помощи: в её родном селе нужно провести раскопки, чтобы найти могилу расстрелянных фалангистами людей, одним из которых был прадед Дженис. Государство по каким-то причинам такие раскопки не поддерживает, а вот частный фонд, на который работает Артуро, может и открыть финансирование. Конечно, эта линия кажется побочной на фоне основного сюжета, но она не менее трагична.

Фото предоставлено компанией «Вольга»
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах