Уэс Андерсон — режиссер весьма авторитетный, и пусть у него пока нет ни одного «Оскара» (только семь номинаций в разных категориях), но призы на фестивалях в Венеции и Берлине он получал не раз. Разумеется, каждый его новый проект вызывает безусловный интерес, как это было, например, с фильмами, которые Андерсон снял за последнее десятилетие — с «Королевством полной луны», «Отелем «Гранд Будапешт» или анимационным «Островом собак». Ждали и его новый проект — фильм со сложным названием «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан”».
Ждать, правда, пришлось почти два года. Андерсон завершил съемки ещё до всяких пандемий, даже успел представить первый трейлер картины, порадовав ценителей калейдоскопом событий и звезд. Премьера должна была состояться на Каннском кинофестивале 2020 года — но смотр был отменен. Режиссер, в отличие от других своих коллег, не стал просто выпускать «Французского вестника» в прокат с заветной плашкой, а дождался следующих Канн. Возможно, напрасно — фильм остался без наград, хотя очередная номинация на «Оскар» у него, видимо, в кармане.
В Канзасе долго выпускалась газета «Liberty, Kansas Evening Sun» — популярное, но слишком местечковое издание. Сын его редактора Артур Ховитцер-младший (Билл Мюррей) в поисках вдохновения переехал во Францию, обосновался в ничем не примечательном городке Аннуи-сюр-Блазе и организовал выпуск «Французского вестника» — приложения к «Liberty», которое знакомило американских читателей с событиями, которые случались за океаном. Приложение выходило много лет, но однажды Ховитцер-младший скончался от сердечного приступа, а по его завещанию приложение нужно было закрыть, выпустив самый последний номер.
Собственно, фильм Адерсона — это экранизация трех репортажей из этого номера.
В первом репортаже репортер «Вестника» (её играет Тильда Суинтон) читает лекцию о безумце и художнике по имени Мозес Розенталер (Бенисио дель Торо), который отбывает пожизненное наказание в тюрьме Аннуи, а свои картины создает под впечатлением от обнаженной надзирательницы Симоны (Леа Сейду). Арт-дилер (Эдриен Броуди), которому в руки случайно попадает работа Розенталера, превращает безумца в сенсацию, но добиться от него сотрудничества очень непросто.
Ещё одна журналистка «Вестника» (Фрэнсис Макдорманд) пишет статью о студенческих протестах, а заодно становится редактором манифеста, написанного молодым революционером Дзеффирелли (Тимоти Шаламэ). Ну а кулинарный обозреватель (Джеффри Райт) сумел сочинить целый детектив — с похищением сына полицейского комиссара, перестрелками, погонями на автомобилях. Правда, о еде он всё же упомянул.
Каждый из этих сюжетов Андерсон максимально насытил действием — отвлекаться нельзя, если не хочешь пропустить что-то важное. Герои активно перемещаются между движущимися декорациями, говорят коротко и по делу, а их диалоги непроизвольно вызывают смех. Да и в целом от «Французского вестника» остается ощущение написанной специально для театра комедии — немного пафосной, немного серьезной, но в целом — весьма любопытной и живой. И эта театральная феерия должна подчеркнуть главную цель фильма — Андерсон хотел показать, как в головах американских журналистов преломляются те или иные события в далекой стране. События, возможно, судьбоносные — второй сюжет это явная отсылка к студенческим волнениям 1968 года, — но для читателей из Канзаса не очень понятные.
Дело в том, что при сочинении этой истории — а это всё же одна история, несмотря на три отдельные части — Андерсон и его соавторы ориентировались на события из реальной жизни. За основу они взяли журнал «The New Yorker», а также его сооснователя и редактора Гарольда Росса (этого персонажа сыграл Мюррей). Росс возглавлял журнал почти 30 лет, он умер в 1951-м, на многие годы заложив основы этого издания. «The New Yorker» тех лет был в основном о культуре и искусстве, в нем печатались Трумен Капоте, Роальд Даль и Иосиф Бродский. Сейчас формат журнала изменился — хотя давние традиции, конечно, так просто не уходят.
Но исследовать такое явление, как «The New Yorker» середины XX века по «Французскому вестнику» не стоит. Фильм Андерсона — это самый настоящий гротеск, натуральная буффонада, за которой скрывается много развлечения и очень мало смысла. Он совершенно не обязательный, хотя журналистам, наверное, понравится больше, чем кому-то ещё — хотя бы тем, что приоткрывает кухню, на которой готовятся репортажи и заметки. Ну и на игру собранного Андерсоном звездного состава стоит посмотреть обязательно.