Примерное время чтения: 9 минут
4968

«Все равно я тебя не убью». Почему запрещали музыкальную комедию Гусмана

Сюжет Наше старое кино
/ «Не бойся, я с тобой» / Кадр из фильма

29 июня 1981 года состоялась премьера фильма «Не бойся, я с тобой», снятого на киностудии «Азербайджанфильм».

Картина, вместившая в себя элементы популярных жанров (комедия, истерн, боевик), стала самой известной кинолентой, сделанной в закавказской советской республике. Самой успешной она стала и для режиссера Юлия Гусмана.

Последние годы его больше знают как члена жюри телепередачи КВН, даром что по первому образованию Юлий Соломонович — врач-психиатр, по второму — режиссер-сценарист. А по призванию — кавээнщик. Чем он только не занимался за 77 лет!..

Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой»

Бюльбюль оглы чуть не сгорел заживо

Однако речь не столько о Гусмане, сколько о фильме, снятом 40 лет назад и ставшем любимым для многих зрителей. Мальчишки и девчонки замирали перед экраном: тут ведь и карате, и любовь, и музыка.

В картине звучали композиции в исполнении Иосифа Кобзона, Ирины Понаровской, Полада Бюльбюль оглы, а также модных «Цветов» Стаса Намина и «Интеграла» Бари Алибасова...

Прекрасной была любовная история: 19-летнюю Телли играла 25-летняя Гамида Омарова, ее 20-летнего жениха Теймура — 36-летний Бюльбюль оглы. О возрасте актеров тогда не особо задумывались. Главное для режиссера — чтобы исполнители были красивы и талантливы и чтобы в их чувства поверили зрители. И они поверили! Да так, что после премьеры Гамиду и Полада тут же «поженили». А что: она — совсем юная, он — в периоде междубрачья. На деле между певцом и актрисой не случилось даже служебного романа. Хотя испытания, которые им пришлось перенести во время съемок, легко могли бы их сблизить. Полад вообще чуть не сгорел заживо.

Восьмиметровая башня. Певец-актер должен стоять наверху. В качестве страховки Полада обвязывают веревкой и прикрепляют ее к опоре. Пиротехники внизу разжигают костер. Но безуспешно...

— Вдруг один из них берет керосин с соляркой и выплескивает эту смесь туда, где должен разгореться огонь, — вспоминал потом Бюльбюль оглы. — Вместе с огнем появляется угарный дым, и я начинаю задыхаться. Пою и чувствую, как отключаюсь... Хорошо, что левая рука была привязана. Мне реально стало плохо. Не было бы страховки — свалился бы в огонь, и все...

К счастью, спускаться с башни на веревке вместе с Гамидой именитому деятелю азербайджанской культуры не пришлось. Вместо него это делал каскадер. Актрису же Гусман уговорил рискнуть, убедив, что будут крупные планы. «Ты, главное, вниз не смотри», — предупредил каскадер девушку. А она, любопытная, не выдержала и посмотрела. Голова тут же закружилась...

Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой»

Дуров изучил приемы карате

Пострадал от собственного ножа Мухтарбек Кантемиров: лезвие вонзилось в ногу, и цирковой наездник прихрамывал до конца жизни. Кантемировым на экране восхищались и мальчишки, и девчонки. Еще большую любовь зрителей после этого фильма приобрел и Дуров, которому ради съемок пришлось изучить приемы карате. Во многих сценах он играл сам. И лишь там, где это нужно было делать с особым профессионализмом, актера заменял дублер: каскадер и тренер секции карате Сулейман Мамедов. Тем не менее горцы подарили Дурову сразу 20 папах.

Именно карате привлекло внимание мужской аудитории к фильму. Но из-за карате его едва не положили на полку. А ведь ради съемок Гусман даже организовал секцию в Азербайджане, он сам любил и занимался этим видом спорта. Ему важно было, чтобы получился настоящий истерн, боевик, чтобы «драки» выглядели правдоподобно.

Лента стала одной из первых на советском экране, где в таком масштабе присутствовало карате. Когда режиссер приступал к работе, оно было официально признано в СССР, но только в виде секций, утвержденных Спорткомитетом. Все остальные считались подпольными, и однажды с ними начали бороться. Даже статьи в Административных и Уголовных кодексах союзных республик появились: за «нарушение правил обучения спортивному карате» и «самовольное обучение карате» предусматривалась ответственность. Понятно, что выпускать фильм на экраны в такой ситуации было смерти подобно. Даром что в главной редакции ТО «Экран» его приняли на ура. Ни одного замечания, сплошные аплодисменты.

Кадр из фильма «Не бойся, я с тобой»

Гусман уезжает в Баку за пленкой, с которой должны быть отпечатаны копии. Возвращается в Москву...

— А там те же люди, которые говорили мне, что я гений, Феллини, кричат: «Сжечь вместе с фильмом автора, распять, уничтожить пленку», — рассказывал в одном из интервью режиссер.

Вырезать карате Гусман не хотел. Стал думать. И вдруг одна из коллег посоветовала назвать драки не карате, а... национальной борьбой гюлеш. Для этого пришлось лишь доснять одну сцену с Сан Санычем (Дуровым). И переозвучить фразу «Я тебя не убью», которая превратилась в «Я тебя не люблю».

Кстати, изначально фильм назывался «Все равно я тебя не убью». Но не факт, что этот вариант прошел бы в высших инстанциях. А вот утвержденный «Не бойся, я с тобой» быстро превратился в крылатую фразу. Нынешняя молодежь уже и не знает о ее происхождении.

А сиквел просто провалился

Интересно, что исполнители главных ролей Кантемиров, Бюльбюль оглы и Дуров попали в фильм случайно. Цирковой наездник прежде участвовал в кино только как каскадер. Певец и композитор был приглашен в фильм для написания песен. А вместо Дурова должен был сниматься Николай Караченцов или Леонид Быков. Но сначала Гусман убедил Кантемирова в том, что он сможет не только скакать на лошади и метать ножи, но и играть. Мухтарбек, в свою очередь, предложил на роль Сан Саныча давнего друга Дурова. А когда стало понятно, что найти киноактера с голосом Бюльбюль оглы невозможно, он сам сыграл Теймура.

Песня «Как жили мы, борясь и смерти не боясь...» после премьеры тут же стала хитом. А фильм был разобран на цитаты (спасибо великим Дунскому и Фриду!). Самые крутые, по-моему, вот эти:

«Расставаться надо так, как будто завтра встретимся. А встречаться — как будто не виделись сто лет».

«Можно играть женщин и оставаться при этом настоящим мужчиной. А можно отрастить вот такие усы и быть трусливой бабой».

Критикам фильм не понравился. Однако публика приняла его с восторгом. Восхищение было таким же большим, как и разочарование от сиквела, снятого Гусманом спустя 30 лет. Повторить успех не получилось...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах