Примерное время чтения: 9 минут
6837

«Все будет пыхтеть и булькать». Куда делась главная героиня комедии Гайдая?

Сюжет Наше старое кино
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

50 лет назад состоялась премьера фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». В том же 1973-м он стал лидером советского проката.

Сегодня о картине известно почти все. Однако судьба главной героини ленты как раз и неизвестна. Что с ней случилось после проката фильма? Куда она подевалась?..

«Да у нас же Почечуев есть!»

Напрасно было бы думать, что главные герои легендарной комедии — это управдом Бунша (Юрий Яковлев), квартирный вор Милославский (Леонид Куравлев) и инженер-изобретатель Шурик (Александр Демьяненко). Без машины времени кино вовсе не было бы! Это она — виновница всех приключений, которые возникают по ходу действия фильма. Долгие годы о ней совсем не писали. А ведь она заслужила этого. Как ни один из артистов.

Начать хотя бы с того, что съемки «Ивана Васильевича» уже должны были вот-вот стартовать, а главной героини — машины времени — все еще не было. Леонид Гайдай заблаговременно заказал ее изобретение конструкторскому бюро НИИ. Прошло полгода. Деньги потрачены, а машины нет. То есть что-то появилось, конечно, — нечто, напоминающее суперкомпьютер. Но он не вписывался в рисунок комедии. К тому же такую машину времени Шурик вряд ли изобрел бы в квартире. А значит, нужен был более компактный, практически настольный вариант. Увидев отчаяние Гайдая, кто-то вдруг сказал: «Да у нас же Почечуев есть!..»

Вячеслав Почечуев в это время заканчивал работу над последним фильмом Александра Птушко «Руслан и Людмила». И вся студия восхищалась фантазией и талантом художника-скульптора, который сотворил сказочный лес, говорящую голову рыцаря, трон и убранство дворца Черномора...

Почечуеву нужны были деньги, Леониду Гайдаю — скорейшее решение проблемы. Через два дня скульптор принес рисунок угольным карандашом. Но когда он развернул ватманский лист, режиссер едва не лишился чувств. Аппарат представлял собой кучу малу из колб, трубок, шаров, рычагов, кнопок, зеркал... А сбоку — штурвал. «Это для ориентации машины в пространстве, когда она почешет сквозь время», — объяснил художник. В ответ «вредный очкарик», как звал Почечуев Гайдая, кажется, сказал что-то резкое «изобретателю». Но выбирать уже было некогда. Да и не из чего. А Почечуев был на редкость красноречив: «Я убеждал, что машина будет светиться, пыхтеть и булькать — получится настоящее изобретение Шурика».

Пришлось Леониду Иовичу соглашаться на то, что есть, чтобы не сорвать график съемок. На стекольный завод в Клину полетел срочный заказ на исполнение необходимых деталей. В помощь Вячеславу на «Мосфильме» выделили слесаря и техника. А спустя две недели чудо изобретательской мысли уже светилось, пыхтело и булькало. Как обещал Почечуев. За что и получил 40 рублей. «За изобретение машины времени», — гласил документ.

«Приезжай к нам в леспромхоз»

К слову, на «Мосфильм» Почечуев попал случайно... «Художка» в детстве, потом «политех», учеба у художников Льва Жегина (сына знаменитого архитектора Федора Шехтеля) и Бориса Ефимова. Публикация карикатур в журналах «Крокодил», «Советский Союз», «Огонек», «Советское кино». И наконец выставка на Кузнецком мосту, куда Почечуев... опоздал. Все стены были заняты более расторопными, Вячеслав поставил свои работы на пол. А когда жюри обсудило произведения и в зал вошли зрители, оказалось, что работы Почечуева разбросаны по полу, словно мусор...

Восприняв это как знак судьбы, художник пошел искать новую дорогу и благодаря знакомому устроился... лаборантом сейсмостанции на мысе Шипунский.

Это была прекрасная Камчатка. И работа в технологической экспедиции Института физики Земли АН СССР. Трижды в день художник снимал показания приборов, менял бумагу в самописцах. А в свободное время стал резать по дереву. Да так увлекся, что вскоре представил выставку своих поделок — прямо во дворе, на снегу. «Кот рыболов», «Голова горгоны Медузы», «Олененок»... Персонажи были сделаны с любовью, иронией. Они заставляли улыбаться. Дальше — две выставки в Петропавловске, затем — в Москве, на «Мосфильме». Там-то уникального мастера и заметил сказочник Птушко...

Но даже после успешной работы над кинопроектами жизнь продолжала подкидывать Вячеславу сюрпризы. В 1976-м году на Арбате проходила выставка его работ, и кто-то из посетителей написал в книге отзывов: «Если хочешь поработать с деревом всласть, приезжай к нам в леспромхоз: Коми АССР, город Благоево, советско­-болгарское предприятие». Это была не шутка.

Деревянная скульптура «Поживем — увидим». Автор Вячеслав Почечуев.
Деревянная скульптура «Поживем — увидим». Автор Вячеслав Почечуев. Фото: РИА Новости/ В. Баженов

«И никого надо мной...»

Вместе с женой Леной и дочерями Почечуев отправился на Север. «Материала — египетские пирамиды, — писал он в дневнике. — Лазаю по ним и балдею». Два года пролетели незаметно. Вернулась семья в Москву, в маленькую квартирку, а с ними — вырванные с корнями пни, комли с капами, сувелями и дуплами. Чуть ли не целый вагон «дров». Ну, что делать? Купили Слава и Лена домик во владимирской деревне, перевезли туда все свое «богатство». И начался новый этап биографии скульптора Почечуева.

В малолюдном месте художник прожил 20 лет. Зарабатывал случайными заказами. В «Уголок Дурова» его устроили... пожарным, а он расписывал там стены. В школу взяли... дворником, а он оформил спортивный зал. На Кузбассе обустроил детский городок, хотя в трудовой была запись: «шахтер»...

Вячеслав Почечуев.
Вячеслав Почечуев. Кадр YouTube

Порой даже находились покупатели на его душевные «деревяшки». И, кажется, именно здесь Вячеслав Валентинович был счастлив. «Деревенька моя, Сергеево — это подлинное убежище. Здесь настоящая незамутненная жизнь, свобода. И никого надо мной, никаких начальников, заказчиков...» Он читал философскую литературу и творил, творил. Больше тысячи работ сделал из дерева. Многие из них сегодня — в музеях и частных собраниях. Не только в России, но и в Европе, за океаном...

К сожалению, в 1999 году в деревне случился пожар, сгорел дом Почечуева, а с ним — 20 его работ. В это время овдовевший художник уже жил со старой знакомой Натальей Николаевной (многие годы они дружили семьями). Она тоже потеряла мужа, и новая семья возникла сама собой. Вячеслав Валентинович продолжал работать, создавая оригинальные циклы: «Судьба человека», «Добро и зло» и завораживающие своим теплом скульптуры: «Мыслитель местного масштаба», «Думы мои, думы», «Двуликий весельчак»...

После его ухода в другой мир Наталья Николаевна провела несколько выставок, многие работы передала музеям. Написала о покойном муже книгу. Так после смерти Художник Почечуев обрел настоящую славу. А вот о судьбе изобретенной им машины времени ничего не известно...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах