Примерное время чтения: 11 минут
46972

Война по-настоящему. 10 достоверных фильмов о Великой Отечественной

Сюжет Наше старое кино
«Фронт», 1943.
«Фронт», 1943. Кадр из фильма

Фильмы о войне часто критикуют за различные несоответствия с тем, что на самом деле происходило во время Великой Отечественной. На солдатах и командирах может быть другая форма, которую они носить уже — и ещё — не могли, военная техника обычно подбирается из того, что есть, да и в сюжетах могут быть сглажены излишние шерховатости, а подробности опущены. По просьбе АиФ.ru главный редактор издательства «Пятый Рим» Григорий Пернавский назвал десять картин, которые достоверно рассказывают о том, что такое война на самом деле.

«Фронт», 1943

Почему в списке: «Экранизация пьесы, которая фактически устами Сталина объясняет причины поражений в начале войны».

«Фронт», 1943.
«Фронт», 1943. Кадр из фильма

Украинский писатель и драматург, многолетний председатель Верховного Совета Украины (при Сталине, при Хрущеве и при Брежневе) Александр Корнейчук получал Сталинскую премию 5 раз. В третий — за пьесу «Фронт», написанную в 1942 году по просьбе Сталина. Эту премию он передал в Фонд обороны. Пьеса получилась очень критическая, в ней были показаны два подхода к командованию во время войны: один (комфронта Горлов) олицетворял героев Гражданской, которые так и не смогли понять, что воевать нужно иначе, а другой (командующий армией Огнёв) показывал, что «старикам» есть достойная смена, которая умеет воевать в новых условиях. Пьесу критиковали многие военачальники (а Сталин, кстати, защищал), фильм по ней в условиях эвакуации сняли режиссеры братья Васильевы (то есть однофамильцы Георгий и Сергей Васильевы, взявшие себе такой псевдоним), а в ролях были заняты ведущие актеры того времени: Борис Жуковский, Борис Бабочкин, Борис Чирков, Николай Крючков.

«Великий перелом», 1945

Почему в списке: «Эпичная картина о работах высших советских штабов. Невольное продолжение „Фронта“».

Еще один фильм о войне, снятый практически по следам прошедших событий. Режиссер Фридрих Эрмлер (он начинал еще в немом кино и работал вплоть до смерти в 1967-м) поставил эту картину на основе обороны Сталинграда. Правда, это название не упоминалось, но речь шла об обороне города на Волге, который нельзя сдавать врагу по стратегическим соображениям. Здесь, как и во «Фронте», тоже показаны два подхода: главный герой, командующий фронтом Муравьев (его играет Михаил Державин-старший), считает, что нужно обороняться имеющимися силами, чтобы сохранить резервы для решительного контрнаступления, а его оппоненты рвутся в бой. Фильм, помимо Сталинской премии, получил еще и Гран-при Каннского кинофестиваля, правда, в числе еще одиннадцати картин, награжденных в 1946 году.

«У твоего порога», 1962

Почему в списке: «Спокойный фильм о том, как разные люди дерутся с немцами в последние дни обороны Москвы».

«У твоего порога», 1962.
«У твоего порога», 1962. Кадр из фильма

Режиссер Василий Ордынский был на фронте с августа 1941 года, получил тяжелое ранение, но дошел до Германии. После демобилизации учился на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе, в его фильмографии —  картина «Человек родился», телесериал 1977 года «Хождение по мукам», военная драма «Через Гоби и Хинган». «У твоего порога» —  это рассказ об одном из эпизодов битвы под Москвой. Расчет зенитки занимает позицию в районе Лобни, рядом с домом, в котором живет семья. Ожидается прорыв немецких танков. Фильм основан на реальных событиях: в октябре-ноябре 1941 года расчет 85-миллиметрового зенитного орудия, которым командовал сержант Гайк Шадунц, не пропустил немцев к Дмитровскому шоссе. Сейчас на этом месте установлен памятник. В картине снимались реальные немецкие танки и бронетранспортеры (PzKpfw IV, PzKpfw 38(t) и SdKfz 250). Ленту наградили на кинофестивале в Сан-Франциско, а сама она стала одним из лидеров проката 1963 года: ее посмотрели почти 14 млн зрителей.

«Живые и мертвые», 1964; «Возмездие», 1967

Почему в списке: «Главный фильм о человеке на войне».

Дилогия Александра Столпера — очень тщательная экранизация романа Константина Симонова «Живые и мертвые». В первом фильме («Живые и мертвые») речь идет о самом начале войны, с нападения немецких войск на СССР и до контрнаступления под Москвой, во втором («Возмездие») — про оборону Сталинграда. Играли в дилогии Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Олег Ефремов, Людмила Крылова, Сергей Шакуров. Столпер уже работал с Симоновым в кино: во время войны он снял по его сценариям картины «Парень из нашего города» и «Жди меня».

«Горячий снег», 1972

Почему в списке: «Фильм о том, как важно было выбивать танки».

Экранизация одноименного романа Юрия Бондарева об одном из эпизодов Сталинградской битвы, снял фильм режиссер Гавриил Егиазаров. После окружения армии фельдмаршала Паулюса немецкие войска пытались пробить коридор. Артиллерийская батарея помогает пехотинцам отражать атаку танков. После тяжелого боя в живых остается лишь несколько артиллеристов. В фильме снялись Георгий Жжёнов, Анатолий Кузнецов, Борис Токарев, Николай Ерёменко, Юрий Назаров.

«Дважды рожденный», 1983

Почему в списке: «Фильм о дуэли простого молоденького красноармейца и немецкого самолета».

«Дважды рожденный», 1983.
«Дважды рожденный», 1983. Кадр из фильма

Фильм Аркадия Сиренко рассказывает о необычном случае, в который почти невозможно поверить. Весной 1942 года в Белом море немецкий самолет потопил пароход с ранеными красноармейцами. В живых остался лишь один совсем молодой солдат, 18-летний Андрей Булыгин (его играет Вячеслав Баранов), он вынужден пробираться к своим через снежную пустыню. Этот поход длится много дней, и каждый день за ним прилетает тот самый немецкий летчик, который хочет добить последнего выжившего. Но победа останется за советским солдатом: последним патроном он подобьет самолет, который убил его товарищей.

«Порох», 1985

Почему в списке: «Очень хорошо показана атмосфера блокадного Ленинграда осенью 1941 года».

В начале сентября 1941 года уполномоченный Народного комиссариата государственного контроля Никонов (его играет Юрий Беляев) получает ответственное задание: вывезти из Кронштадта образцы современного пороха, чтобы в городе могли начать его производство. Обычная поездка превращается в ад: непрерывные бомбежки и диверсионные группы ставят миссию под угрозу. Фильм Виктора Аристова основан на реальных событиях, которые произошли в самом начале блокады Ленинграда.

«Иди и смотри», 1985

Почему в списке: «Фильм о столкновении людей с насекомыми».

Фильм снят Элемом Климовым по сценарию, написанному им же в соавторстве с белорусским писателем Алесем Адамовичем. Картина рассказывает о белорусской деревне, сожженной гитлеровцами вместе с жителями в 1943 году. У фильма есть историческая основа: к его созданию Климова подтолкнула судьба деревни Хатынь, уничтоженной немецкими карателями. Главную роль (переживший геноцид подросток Флёра) исполнил актер Алексей Кравченко. «Иди и смотри» широко показывался в советское время, школьников на него водили целыми классами. Фильм стал одним из лидеров советского кинопроката 1986 года (его посмотрели почти 30 млн человек). Кроме того, картина получила два приза на XIV Московском кинофестивале, а в 2017 году — еще и приз кинофестиваля в Венеции.

«Сто солдат и две девушки», 1989

Почему в списке: «Режиссер — фронтовик, участник Ржевской битвы, которой и посвящен фильм. Без прикрас показан солдатский быт, что особенно важно, учитывая, что почти все роли играют непрофессионалы»

Сергей Микаэлян родился в 1923 году, участвовал в Великой Отечественной, был ранен — как раз подо Ржевом. Он поставил фильмы «Иду на грозу» по роману Даниила Гранина, «Премия», «Вдовы», «Влюблен по собственному желанию». Фильм «Сто солдат и две девушки» снят в конце 1980-х, он рассказывает о роте, которая занимала один из участков фронта на Ржевском выступе. В картине играли солдаты Ленинградского военного округа. По словам режиссера, он специально искал «вылитые копии тех, кто окружал меня тогда, в далеком сорок втором». Появление этого фильма Микаэлян объяснял так: «Мне, чудом уцелевшему в мясорубке под Ржевом, давно хотелось рассказать о войне, увиденной глазами солдата. Из окопа. Рассказать когда-то заклейменную „окопную правду“. Прежде всего — о неоправданных страшных потерях, о неумелом командовании, о бесплодных атаках, о пехоте, о „пушечном мясе“».

«Дорога на Берлин», 2015

Почему в списке: «Экранизация повести Эммануила Казакевича о дружбе, возникшей между людьми, которые не понимают друг друга»

Единственный российский фильм в этом списке. Повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи» уже экранизировалась, одноименный фильм вышел в 1964 году. В новой экранизации несколько изменены обстоятельства и главные герои, добавлены некоторые линии из военных дневников Константина Симонова, но фабула осталась прежней: главного героя, лейтенанта Огаркова, за трусость приговаривают к расстрелу, но из-за наступления немцев не успевают привести приговор в исполнение. Вместе со своим конвоиром, казахом Джурабаевым, Огарков выбирается из окружения, одновременно и желая попасть к своим, и боясь этого. Главную роль впервые в своей карьере сыграл малоизвестный тогда актер Юрий Борисов (сейчас в его фильмографии — фильмы «Т-34», «Бык», «Союз спасения»).

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах