«Ночь живых мертвецов», 1968
Бюджет: $114 тысяч
Дебют режиссера Джорджа Ромеро, который стал одним из авторов сценария, который писал под впечатлением от романа «Я – легенда» Ричарда Мэтисона. Снималась картина в условия лютого безденежья, в ней нет звезд, использовались самый дешевый грим и костюмы, а все действие происходит в одной локации. Это не помешало «Ночи живых мертвецов» стать классикой фильмов ужасов и заработать в прокате весомые по меркам конца 60-х $30 млн. Ну и заодно фильм породил целый мир «Живых мертвецов» (сам Ромеро снял шесть продолжений) и задал моду на зомби – восставших мертвецов, неравнодушных к человеческой плоти.
«Дуэль», 1971
Бюджет: $450 тысяч
Этот фильм для молодого 24-летнего режиссера Стивена Спилберга стал пропуском в мир большого кино. К началу работы над «Дуэлью» он уже несколько лет снимал отдельные эпизоды для телесериалов (один из них был «Коломбо»), а этот фильм делал для телевидения. В основе картины – одноименный рассказ все того же Мэтисона, который также написал сценарий. А общий бюджет телеверсии был совсем невысоким – всего $350 тысяч; но даже в том виде «Дуэль» завоевала главный приз фантастического фестиваля, получила номинацию на «Золотой глобус». После этого успеха продюсеры раскошелились еще немного, фильм получил еще пару сцен, а его бюджет вырос до $450 тысяч и он даже прокатывался в кинотеатрах – например, в Великобритании «Дуэль» выходила в широкий прокат.
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», 1999
Бюджет: $60 тысяч
Хотя мокьюментари (или псевдодокументальное кино) было распространено еще с середины XX века, «Ведьма из Блэр» стала ярким примером нестандартного подхода к рекламе фильма, снятого в этой манере. Создатели картины уверяли, что смонтировали его из найденной в лесах штата Мэрилэнд пленки, что актеры (они же главные герои) пропали без вести – в общем, зрители валили на фильм валом и кассовые сборы составили почти четверть миллиарда долларов. С бюджетом, правда, имеются расхождения. Принято считать, что он очень небольшой – от 20 до 60 тысяч долларов, – но это верно для той версии, которую показали на фестивале «Санденс». Потом в дело включился дистрибутор, купивший права на прокат «Ведьмы», и в итоге на фильмы было потрачено более полумиллиона долларов – что, впрочем, тоже не слишком много по сравнению с выручкой.
«Пила: Игра на выживание», 2004
Бюджет: $1,2 млн
Режиссер, сценарист и продюсер Джеймс Ван, уроженец Малайзии, учившийся киноискусству в Австралии, наверное, все равно рано или поздно оказался бы в США. Но получилось рано: его преподаватель отправил в Голливуд снятую Ваном вместе с Ли Уоннеллом короткометражку «Пила», в Голливуде восхитились юными дарованиями и позвали их снимать полнометражную версию этого фильма.
«Монстры», 2010
Бюджет: $15 тысяч
Британский режиссёр Гарет Эдвардс долгое время делал исторические реконструкции для телевидения, а потом решился на амбициозный проект. Взял пару знакомых актеров, минимальное количество помощников, камеру – и отправился в Мексику. По сюжету его картины, когда-то зонд NASA притащил на Землю инопланетный вирус и странных и опасных существ (подобный зачин был у Ромеро в «Ночи живых мертвецов»).