Примерное время чтения: 10 минут
27740

Снимали летом за 14 дней. Как создавался фильм «Старый Новый год»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. СССР - Россия 11/01/2017 Сюжет Наше старое кино
Несмотря на разницу в социальном положении, Себейкин и Полуорлов понимают: они не только соседи по лестничной клетке, но и родственные души.
Несмотря на разницу в социальном положении, Себейкин и Полуорлов понимают: они не только соседи по лестничной клетке, но и родственные души. Кадр из фильма

«АиФ» вместе с известным москвоведом Алексеем Дедушкиным прошёлся по местам популярного советского фильма Наума Ардашникова и Олега Ефремова «Старый Новый год».

Полукомедия МХАТа - на «Мосфильм» 

Актёрский ансамбль сатирической картины «Старый Новый год», снятой в 1980-м и вышедшей на экраны в январе 1981-го, сложился задолго до съёмок. Вячеслав Невинный (Пётр Себейкин), Александр Калягин (Пётр Полуорлов), Георгий Бурков (тесть Себейкина), Ирина Мирошниченко (Клавдия Полуорлова) и другие занятые в фильме артисты с 1973 г. играли в мхатов­ском спектакле режиссёра Олега Ефремова по пьесе знаменитого драматурга Михаила Рощина. Постановка шла в филиале МХАТа (Петровский пер., 3, бывший Театр Корша, ныне Государственный театр наций) (1) . Сам Олег Ефремов определял жанр «Старого Нового года» необычно - полукомедия. Успех спектакля был настолько большим, что режиссёр решил перенести его на киноэкран...

Фильм снимался на «Мосфильме» (ул. Мосфильмовская, 1) (2) . По сюжету семья пролетариев Себейкиных (Вячеслав Невинный и Ксения Минина) получает квартиру в новом 12-этажном доме, где уже проживают интеллигенты Полуорловы (Александр Калягин и Ирина Мирошниченко). Себейкина жена упрекает в том, что у него низкий социальный статус, хотя сам глава семьи считает, что его жизнь вполне удалась. 

У соседей другая ситуация. Пётр Полуорлов на грани увольнения из НИИ из-за ссоры с руководством и потому начинает проповедовать отказ от материальных благ вообще... Несмотря на разницу в социальном положении, Себейкин и Полуорлов со скандалом уходят из своих квартир и едут праздновать старый Новый год в баню...  

«Москва в фильме в основном показана на главных планах, - рассказывает москвовед Алексей Дедушкин. - Хорошо видна панорама проспекта Калинина - ныне это Новый Арбат (3), есть несколько очень эффектных видов сверху. А когда утомлённые своими жёнами «мущщины» 14 января отправляются в баню, они проезжают по многим хорошо узнаваемым столичным местам - видна Смоленская площадь, мелькает магазин «Руслан», потом герои едут в районе Гоголевского бульвара. Видны площадь Пречистенских ворот, самое начало Остоженки, Брюсов переулок, Большая Никитская улица, Чистопрудный бульвар... И, конечно, Сандуновские бани. 

Образ города получился действительно праздничным, с новогодней атмосферой. Специалисты постарались - во многих сценах работают машины, нагнетающие снег. 

А ведь снималась картина... летом - за исключением нескольких уличных сцен. Связано это было с тем, что до Нового года ленту нужно было не только смонтировать и озвучить, но и согласовать с цензорами. В итоге в условиях цейтнота «Старый Новый год» сняли за... 14 дней! Зимние эпизоды снимались позже и монтировались с уже отснятыми кадрами». 

Герои картины по сюжету приезжают в Сандуны - действующие с 1808 г. публичные бани, а ныне памятник архитектуры на углу Неглинной и Сандуновского переулка. Название происходит от фамилии русского актёра Силы Николаевича Сандунова (1756-1820), в 1800-е гг. выкупившего участок земли на реке Неглинной и устроившего там бани. 1980 и 2016 гг.
Фото: Кадр из фильма; АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Съели колбасу

В те годы в стране был дефицит, поэтому возникла проблема: где летом найти традиционный для новогоднего стола деликатес - салями? Директор картины, использовав все связи, нашёл пару батонов. Колбасу нарезали тонюсенькими ломтиками, красиво разложили на тарелки и дали актёрам команду есть в кадре очень медленно, иначе не хватит на все дубли. 

Когда эпизод за праздничным столом был отснят и съёмочная площадка опустела, Александр Калягин, игравший Петра Полуорлова, сказал своему экранному сыну - 10-летнему актёру Вале Карманову: «А давай пожуём!» Александр Александрович и Валя основательно подкрепились. После чего, как вспоминал позже Карманов, Калягин... ушёл со словами «Тебе всё равно за это ничего не будет», оставив мальчика одного. Когда директор картины увидел, что съедена половина закусок, он буквально озверел... 

Старый Новый год
Кадр из фильма

Сандуны - вовсе не сандуны?

«Самое запоминающееся место в картине «Старый Новый год» - это Сандуновские бани (ул. Неглинная, 14, стр. 4) (4) , - продолжает А. Дедушкин. - Хотя сперва Себейкин и Полуорлов паркуются возле здания на углу Рахмановского переулка и Неглинной улицы - тогда это было Министерство финансов. Потом они приезжают непосредственно к самим Сандунам и выходят из машины, поэтому хорошо видны и Звонарский переулок, и вход в высший разряд Сандунов. 

Но сцены внутри сняты... вовсе не в Сандунах. Я полагаю, это Центральные бани (Театральный проезд, 3, стр. 3) (5). Хотя это вопрос дискуссионный. Во-первых, в Сандунах было тяжело организовать съёмочный процесс, во-вторых, Сандуны, кроме вторников, всегда работают... Поэтому даже для «Иронии судьбы», как известно, сделали выгородку на «Мосфильме», и банный антураж снимали там. 

В банных сценах картины «Старый Новый год» видна Прасковья Тулупова - та самая знаменитая скульптура, которая мелькает в целом ряде советских фильмов. 

Прасковья Тулупова - та самая знаменитая скульптура, которая мелькает в целом ряде советских фильмов.
Прасковья Тулупова - та самая знаменитая скульптура, которая мелькает в целом ряде советских фильмов. 

Например, у Эльдара Рязанова в «Служебном романе» статуя стоит у лестницы, рядом с которой сидит Бубликов в исполнении актёра Петра Щербакова. У него никак не получается сосредоточиться на работе из-за мелькающих перед ним женских ножек... Забавно, что в фильме «Старый Новый год» рядом с этой же самой скульптурой - снова артист Пётр Щербаков! Баянист Гоша в его исполнении лежит на банной скамье, слушая рассуждения о правильной жизни лифтёра Адамыча (Евгений Евстигнеев). А в метре от них - знаменитая статуя Параши Тулуповой. 

Прасковья Тулупова - та самая знаменитая скульптура, которая мелькает в целом ряде советских фильмов.
«Служебный роман», «Бег» и «Формула любви». Кадры из фильмов.

Скульптура заслуживает нескольких отдельных слов, так как была настоящей кинозвездой экрана и кочевала из фильма в фильм. Она «снималась» у Бориса Бушмелёва в «Вечернем лабиринте», у Глеба Панфилова в «Вассе», у Алова и Наумова в «Беге». Но, конечно, больше всего «девушка из камня» запомнилась зрителям по фильму «Формула любви» Марка Захарова. Дикие голуби гадили ей на темечко, пока влюбившийся в статую юный барин не занёс её в свои покои. Именно режиссёр Марк Захаров и дал скульптуре имя, окрестив её Прасковьей Тулуповой. Скульптура эта сохранилась, её отреставрировали. И теперь Прасковья стоит на Воронцовом Поле возле дома № 3. (6)

Старый Новый год
Кадр из фильма

Хочется сказать, что в фильме «Старый Новый год» столица выглядит очень тепло и по-патриархальному. И главное - у фильма добрый финал. Несмотря на разницу в социальном положении, Себейкин и Полуорлов понимают: они не только соседи по лестничной клетке, но и родственные души».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах