Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 8 минут
2075

Расстрел Гитлера в кинотеатре. Рецензия на фильм «Первый на Олимпе»

«Первый на Олимпе», 2025 г.
«Первый на Олимпе», 2025 г. Кадр из фильма

В 2009 году на экраны вышел фильм Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки», в котором автор, помимо всего прочего, решил поиграть в «альтернативную историю». В «версии Тарантино» его герои расстреливают Гитлера во французском кинотеатре.

Квентин портит всё?

Сам режиссер не покушался на историческую правду, однако определенная часть публики искренне поверила — да, так все и было. Причем настолько, что в западной прессе порой до сих пор появляются статьи в духе «На самом деле фюрера не расстреливали диверсанты».

Кажется, что успех гениального Тарантино вскружил голову его коллегам по всему миру, которые стали систематически смешивать реальных людей и события с собственным вымыслом.

«Бесславные ублюдки».
«Бесславные ублюдки». Кадр из фильма

Движение наизнанку

Перечислять такие примеры в российском кино можно до бесконечности: «Девятаев», «Салют-7», «Время первых», «Движение вверх». Зачастую настоящие герои с реальными судьбами волей режиссеров становятся на экране собственной противоположностью, как это, к примеру, в «Движении вверх» было с Модестасом Паулаускасом. Капитана сборной Советского Союза превратили в матерого антисоветчика, живущего исключительно идеей побега на Запад.

Все возражения творцы отметают с порога — кажется, тарантиновский расстрел Гитлера в кинотеатре для них весомее всех аргументов критиков.

Настоящий чемпион

В октябре 2025 года на экраны вышел фильм «Первый на Олимпе» режиссера Артема Михалкова. Он посвящен Юрию Тюкалову, который выиграл золотую медаль в академической гребле на Олимпиаде-1952.

Тюкалов — человек интереснейшей судьбы. Мальчишкой он пережил блокаду Ленинграда, потом до начала 1960-х блистал на спортивных аренах, а затем прославился как художник.

Бесспорно, судьба человека, который в 12 лет был удостоен медали «За оборону Ленинграда», а спустя десятилетие сенсационно выиграл олимпийское золото, достойна художественного повествования.

Они опять «убили Кенни»

Но что видит зритель на экране? Маленький Юра плавает в лодке в некое укрепление, где служит его отец, отвозя почту бойцам. Во время одной из таких поездок начинается налет немецкой авиации. И отец погибает на глазах Юры...

А дальше полученная психологическая травма и ее преодоление становятся главной чертой экранного Тюкалова. И к победе на Олимпиаде он тоже идет, выдавливая то детское потрясение.

Но проблема в том, что отец олимпийского чемпиона Юрия Тюкалова Сергей Петрович Тюкалов вернулся с Великой Отечественной войны живым, благополучно дожил до 1972 года и был свидетелем спортивных успехов сына.

И выходит, что реальный олимпийский чемпион Тюкалов и Тюкалов из кино — это абсолютно разные люди, с разной историей и с разной мотивацией.

 «Первый на Олимпе», 2025 г.
«Первый на Олимпе», 2025 г. Фото: кадр видео

Актер Смоляков как «вечное советское зло»

Но авторам показалось и этого мало. Видимо, чтобы довести Тюкалова из кино до психиатрической клиники, они решили заодно умертвить и его тренера. Хотя реальный наставник Тюкалова Михаил Савримович опять-таки умер значительно позднее и видел обе олимпийские победы гребца.

Не обошлось и без традиционного «кровавого энкавэдэшника», который в данном случае представлен в роли тренера Колосова, посвятившего жизнь тому, чтобы нагадить главному герою и его близким. Актера Андрея Смолякова уже не в первый раз используют в качестве воплощения «зла советской системы», отчего «клюквенность» этой линии становится еще более яркой.

Андрей Смоляков (справа).
Андрей Смоляков (справа). Фото: Кадр из фильма

Гребите, Шура, гребите...

Авторы упирают на другое — зато мы впервые показали греблю так, как до нас ее никто не показывал. Но штука в том, что этот момент смогут оценить по-настоящему только те, кто греблей занимался. А вот зритель, который пришел за историей, вместо реального олимпийского чемпиона Тюкалова получает какой-то косплей «бесславного ублюдка».

Спрашивается: зачем? Если реальная история парня, который, страдая от дистрофии, каждую ночь тушил на крыше немецкие бомбы-«зажигалки», а спустя несколько лет сокрушил сытых и холеных соперников на Олимпиаде, кажется вам пресной, может, не стоит за нее браться?

Никто ведь не заставляет брать историю реального человека. Создайте абсолютно выдуманный сюжет, к которому вообще не будет претензий.

Юрий Тюкалов.
Юрий Тюкалов. Фото: Public Domain

Господам творцам скучно

Реальный Тюкалов оставался человеком прямым и резким до последнего. За два года до смерти в интервью «Спорт-Экспрессу» он заявлял: «Сидеть дома, смотреть Баскова и Пугачеву… Лучше умереть! Между прочим, певцы-то наши на Дне России выступают, а у каждого дети и внуки родились в Америке. Автоматически стали гражданами США. Вот „патриоты“ какие у нас! Сволочи они все!»

Можете себе представить, что бы настоящий Тюкалов сказал о подобном прочтении своей биографии?

Кажется, эта тема будет вечной. Российские киноделы будут брать финансирование под отечественные героические истории, а снимать «параллельную вселенную», где реальные судьбы выбрасываются в мусорный контейнер. Вот только почему-то это все не похоже на Тарантино. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах