Кассовые показатели проката времен Советского Союза иногда поражают воображение. Многие хиты собирали такое количество зрителей, которое сегодняшним лидерам не снилось. Например, фильм «Холоп», который в 2019 году собрал больше 3 млрд рублей, посмотрели 11,6 млн зрителей; в СССР такая «популярность» находилась на грани окупаемости, а аудитория настоящих лидеров была больше 60 млн человек. Разумеется, условия изменились радикально — и не только из-за разницы цены, хотя в советские годы попасть на сеанс можно было буквально за копейки.
Основную долю в статистику прокатных побед советского кино вносил охват потенциальных зрителей. Например, тот же «Холоп» показывали достаточно массово — около 7 тысяч сеансов в день, а всего в тот период в России было чуть больше 2 тысяч одно- и многозальных кинотеатров с примерно 5,6 тыс. залов. В СССР при сравнимом числе экранов (4,9 тыс. кинотеатров — в основном однозальных) для жителей мест, не охваченных стационарными кинотеатрами, действовали кинопередвижки в каком-то огромном количестве — в 1987 году их было около 150 тысяч.
Конечно, на популярность кино как вида досуга влияли и прочие факторы — в 80-е с развитием телевидения и особенно после появления доступных видеосалонов с импортными фильмами прежние рекорды остались в прошлом. Но все равно аудитория советских прокатных хитов вызывает уважение и сегодня.
Что смотрели?
В почете, как ни странно, было жанровое кино, хотя случались и флуктуации — например, истерн «Белое солнце пустыни» в 1970-м посмотрели лишь 34,5 млн зрителей (это 196-е место в общем зачете). Но в топ-50 выделяются комедия «Невероятные приключения итальянцев в России» (49,2 млн), мелодрама «Любовь земная» (50,9 млн), серия про «Неуловимых мстителей» — вторая часть, «Новые приключения неуловимых», в 1969-м вообще попала в общую десятку с 66,2 млн зрителей. Но было место и военной драме — так, в 1973 году фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...» собрал 66 млн зрителей (10-е место).
А о первой пятерке лидеров советского проката aif.ru расскажет подробнее.
1-е место — «Пираты XX века», 1980, 87,6 млн зрителей
Это, пожалуй, последний советский кассовый хит. Из 1980-х в топ-40 попало совсем немного фильмов, но до такой посещаемости они не добрались — лучше всех выступила «Маленькая Вера» в 1988-м, которую посмотрели 56 млн человек. Впрочем, и «Человек с бульвара Капуцинов» в 1987-м преодолел 50-миллионный порог. «Пираты» же — это чистый боевик, снятый хоть и без фэнтезийных элементов, свойственных западным и восточным фильмам о боевых искусствах, но в каком-то смысле сделавший многое для популяризации карате в СССР. Сюжет достаточно прост — пираты нападают на советское судно, которое перевозит груз опиума, но доблестный экипаж (вернее, механик в исполнении Николая Еременко-младшего) спасает своих товарищей, демонстрируя хорошую спортивную подготовку. Фильм пользовался популярностью и после — считается, что к 1990 году его суммарная аудитория составила 120 млн зрителей.
2-е место — «Москва слезам не верит», 1980, 84,4 млн
Фильм Владимира Меньшова не сумел стать лидером проката — в том году его обогнали «Пираты XX века». Но и второе место для двухсерийной мелодрамы о судьбах «лимитчиц» и странной истории любви директора завода и простого слесаря выглядело победой. Впрочем, свои награды картина собрала — создатели получили Государственную премию, а сама лента стала третьим советским лауреатом в «иностранной» номинации премии «Оскар» — после «Войны и мира» Бондарчука и «Дерсу Узала».
3-е место — «Бриллиантовая рука», 1969
Леонид Гайдай, пожалуй, может считаться самым кассовым советским режиссером — в рейтинге присутствуют «Спортлото-82» (25-е место и 55,2 млн зрителей) и «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (7-е место). Но «Бриллиантовая рука» оказалась не только самым популярным фильмом Гайдая — она моментально ушла в народ, а цитаты его героев стали частью культурного кода страны.
4-е место — «Кавказская пленница», 1967
Полное название этой комедии Гайдая напоминало зрителям об «Операции “Ы”» и гарантировало «Новые приключения Шурика». На этот раз студент отправился куда-то на Кавказ, чтобы собрать местный фольклор — а заодно оказался непосредственным участником древнего обычая похищения невесты — спортсменки, комсомолки и просто красавицы в исполнении Натальи Варлей. Правда, Александр Демьяненко своего Шурика не слишком любил — считал, что стал заложником образа и не смог полностью раскрыть свой драматический талант. Тем не менее он еще раз вернулся к этой роли — в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» (17-е место в рейтинге, 60,7 млн зрителей).
5-е место — «Свадьба в Малиновке», 1967, 74,6 млн
В другой год эта музыкальная комедия о Гражданской войне могла стать однозначным лидером — но в 1967-м она уступила «Кавказской пленнице», хотя и совсем немного. Это экранизация одноименной оперетты 1936 года, написанной композитором Борисом Александровым — сыном автора музыки к гимну СССР и многолетнего худрука Ансамбля песни и пляски Советской армии имени своего отца. Сама оперетта была достаточно популярной в Советском Союзе, ее часто ставили даже в любительских театрах, так что попадание «Свадьбы в Малиновке» в топ-5 советского проката совершенно не случайно — созданные на экране образы были узнаваемы, а цитаты из фильма моментально ушли в народ.