Примерное время чтения: 7 минут
2107

Песнями заменили антисоветчину. Как Миронов «Блондинку за углом» спас

Сюжет Наше старое кино
«Блондинка за углом», 1984 г.
«Блондинка за углом», 1984 г. Кадр из фильма

Некоторые фильмы советского времени стоит смотреть не только ради сюжета или игры актеров, но и чтобы узнать — или вспомнить, в зависимости от возраста зрителя — то, как все происходило в то или иное время. Конечно, кинематограф — искусство во многом условное, но, например, «Три плюс два» вполне достоверно показывали путешествующих на южные пляжи автодикарей начала 1960-х, а для «Гаража» Эльдар Рязанов словно использовал протокол реального собрания гаражного кооператива. Впрочем, Рязанов был настоящим мастером — и в его фильмах можно найти подробности быта актуального для съемок года. Но он был не один такой. Владимир Меньшов в «Москва слезам не верит» тоже прошелся по обычной жизни конца 1950-х и конца 1970-х. А Владимир Бортко в своем первом громком фильме «Блондинка за углом» слишком глубоко забрался в тему знаменитого советского дефицита эпохи позднего застоя. 

Миронов для Бортко 

В принципе, поначалу ничего не предвещало — ни успеха, ни особого внимания к этой картине чиновников из Госкино. Бортко тогда был режиссером на киностудии «Ленфильм», у него в активе было несколько не слишком громких работ, среди которых имелась, правда, «Комиссия по расследованию» 1978 года, которую после Чернобыльской катастрофы признали чуть ли не пророческой. И именно ему, подающему надежды 35-летнему постановщику, на студии предложили сценарий комедийной и ни к чему не обязывающей мелодрамы под названием «Блондинка за углом». Бортко сценарий понравился, фильм попал в план — и весной 1982 года съемочная группа начала работу.

Первой удачей будущего хита стало согласие на главную роль Андрея Миронова, который в те годы уже был признанной звездой с армией поклонников. По характеру Миронов, конечно, совсем не походил на своего героя — скромного астрофизика Николая, который разочаровался в науке, ушел из престижного НИИ и устроился грузчиком в универсам, — но актерского мастерства ему всегда хватало, так что эту роль он принял как вызов. И уже на пару с Бортко они выбирали исполнительницу главной женской роли — пробивной и целеустремленной продавщицы того же универсама Нади. Первой кандидатурой была Александра Яковлева — своеобразный секс-символ начала восьмидесятых, актриса, которая прославилась после «Экипажа» и готовилась блеснуть в «Чародеях». Но отец Бортко, театральный режиссер Владимир Бортко, посоветовал сыну посмотреть актрису из московского «Ленкома» Татьяну Догилеву — и вскоре она получила эту роль. 

Условная Москва 

В принципе, одного только дуэта Миронова с Догилевой было достаточно, чтобы фильм мог претендовать на хорошие прокатные показатели. Похожий по духу фильм Аллы Суриковой «Будьте моим мужем...» с Мироновым и Еленой Прокловой вышел совсем недавно, в 1981-м, и собрал весьма приличную даже по тем временам аудиторию в 32 млн зрителей. У лидера года, политического детектива «Тегеран-43», было 47,5 млн. Так что еще одна комедийная мелодрама с участием этого актера могла рассчитывать как минимум на похожий результат. Снимали «Блондинку за углом» достаточно быстро, хотя и в двух городах — условную Москву слепили из собственно Москвы и Ленинграда, а место работы главных героев — из московского недостроенного универсама в Отрадном и ленинградского универсама «Южный». Коллеги Бортко вспоминали, что выбор был не случаен — режиссер жил неподалеку и рассчитывал, что продавцы его запомнят и будут ценить, что в эпоху тотального дефицита было нелишним. 

К концу 1982 года работа над фильмом была закончена, а дальше началась борьба за его выход в прокат. Дело в том, что сюжет картины выглядит невинным только с позиций сегодняшнего дня. А в начале 1980-х засилье дефицита, слишком кучерявая жизнь простых с виду продавцов и вообще несправедливость при распределении народных благ воспринимались чиновниками от кино с позиций «как бы чего не вышло». К тому же за время съемок умер Брежнев, его место во главе страны занял Андропов — и как будет мести новая метла, не знал никто в Госкино. Но на всякий случай все перестраховывались. Бортко вспоминал, что у него в Москве, в кабинете редактора комитета по кинематографии, появился даже собственный стул, на котором он ждал очередную порцию замечаний. Никаких дискуссий не предусматривалось — после окончания совещания режиссер возвращался в Ленинград и перемонтировал отснятый материал. Фактически он резал по живому — из фильма пропадали целые эпизоды, диалоги переозвучивались, и исходный замысел размывался все сильнее. Показывать советскую действительность как рай для барыг чиновники не собирались категорически.

Миронов допел до полного метра 

В этих согласованиях время летело очень быстро, и фильм, который стоял в планах проката на 1983 год, в намеченный срок так и не вышел. К тому же после всех сокращений пострадал хронометраж, и «Блондинка за углом» превратилась в скромную короткометражку, которой не грозили миллионы зрителей в прокате — за счастье будет, если ее хоть кто-то увидит. У этого «неформата» была и еще одна сторона: актеры получили бы меньший гонорар. И тут надо отдать должное тем самым чиновникам из Госкино, которые совсем недавно увлеченно придумывали, что бы еще выкинуть из фильма малоизвестного ленинградского режиссера, — кто-то предложил добавить в картину музыкальные номера в исполнении Миронова. Тот не стал привередничать и исполнил несколько песен, которые Бортко расставил в тех местах, в которых сцена обрывалась на «полуслове». Получилась своего рода «фига в кармане» — только продолжительностью час восемнадцать минут. Финал, правда, был советско-социалистическим — в оригинале Николай и Надя расставались, а в картине он снова возвращался к своим исследованиям, а она уезжала за ним на Крайний Север. 

В прокат порезанную «Блондинку за углом» выпустили весной 1984-го — через полтора года после завершения основной работы. Бортко вспоминал, что даже в таком виде фильм вызвал серьезный интерес: «Приятно, когда то, что ты делаешь, кому-то нужно». Хитом, правда, картина не стала — у нее было 24,1 млн зрителей и 12-е место в общем рейтинге советского проката; но тот год был годом «Танцора диско» и фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Впрочем, для всех членов съемочной группы «Блондинка...» оказалась своеобразным счастливым билетом. Бортко вскоре снял гениальное «Собачье сердце», экранизировал «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Тараса Бульбу». Догилева и до работы с Бортко, и после снималась много и весьма успешно, но именно эта лента остается одной из основных в ее фильмографии. Миронову, к сожалению, было отпущено не очень много времени — он умер в 1987-м, прямо на сцене, во время спектакля «Женитьба Фигаро». А сыгравший небольшую, но очень заметную роль «нервного покупателя» актер Сергей Бехтерев («А лук будет?»), можно сказать, получил путевку в большое кино, хотя чаще всего играл в эпизодах характерных персонажей — например, медиума в «Собачьем сердце». Он умер в 2008-м, прожив всего 50 лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах