Примерное время чтения: 7 минут
2474

Несчастные и брошенные. Советские фильмы с любовными треугольниками

Сюжет Наше старое кино
«Школьный вальс», 1978 г.
«Школьный вальс», 1978 г. Кадр из фильма

Тема любви и семейных отношений была очень популярна в советском кино и, пожалуй, по количеству сюжетов сильно опережала знаменитую «лениниану». В принципе, прочность семейных отношений в СССР испытывалась постоянно — масштабная урбанизация и снижение числа сельских жителей были необходимы. Только вот благодаря этим процессам обрывались патриархальные связи, когда поход «налево» уже не был чем-то вопиющим, а воспринимался как определенная дань новым традициям. Отсюда и появление анекдотов про любовниц или любовников, кино про измены — в нём, правда, был обязательный посыл, что это плохо, неправильно и должно быть искоренено. Но само явление никуда не исчезало, и новые картины появлялись снова и снова. И началось это совсем не в застойные годы, а гораздо раньше.

«Дело было в Пенькове», 1957 г.

В принципе, первые фильмы про любовные треугольники снимали ещё в 1920-е годы, но тогда имелись различные взгляды на устройство коммунистического будущего. Во времена Сталина царил более прагматичный подход, но тогда и период был особый, который историки назвали «сталинским малокартиньем». В 1950-е кино начало возвращаться к массовому производству, и среди многих производственных, военных или партийных драм нашлось место и настоящим мелодрамам.

Станислав Ростоцкий снял «Дело было в Пенькове» по одноименной повести писателя и драматурга Сергея Антонова. Молодой зоотехник Тоня (сильный дебют 20-летней Майи Менглет) приезжает в село Пеньково, где знакомится с трактористом Матвеем (Вячеслав Тихонов); у Матвея есть жена Лариса (Светлана Дружинина) — дочь председателя колхоза, с которым у него тяжелые отношения из-за шебутного характера. У Тони и Матвея завязывается что-то вроде романа; местная самогонщица Алевтина подговаривает его жену отравить разлучницу, но та не решается, а Матвей попадает в тюрьму за месть Алевтине. В финале, кажется, Матвей и Лариса воссоединились навсегда, но кино тем и отличается, что не дает однозначного рецепта сохранения семьи.

«Девять дней одного года», 1961 г.

Ещё один фильм времен хрущевской оттепели, снятый классиком советского кино Михаилом Роммом. На первый взгляд кажется, что это производственная драма о физиках-ядерщиках (причем основанная на реальной истории), но в итоге чуть ли не главным мотивом «Девяти дней...» становятся простые человеческие отношения. Два друга работают по одному направлению, но разными методами — Дмитрий Гусев (Алексей Баталов) больше экспериментирует, а Илья Куликов (Иннокентий Смоктуновский) — теоретик. В результате смелого эксперимента Гусев получает большую дозу радиации; ему осталось жить всего год, но он скрывает своё состояние от близких. А между ними — девушка Лёля (актриса Татьяна Лаврова), в которую влюблены оба ученых — она выбирает Гусева, хотя тот и любил свою работу больше, чем кого-либо из людей. История пронзительная, трогательная, немного напоминающая сюжет «Офицеров» — но там растянутая на десятилетия сага, а в этой картине время спрессовано, и оттого личные отношения героев воспринимаются более болезненно.

«Безымянная звезда», 1978 г.

Для Михаила Козакова эта картина была дебютной режиссерской работой, и он выбрал достаточно необычный материал — решил экранизировать пьесу румынского писателя Михаила Себастьяна про обитателей провинциального городка в Румынии в период между двумя мировыми войнами. Из развлечений у жителей — только проходящий без остановки поезд из Бухареста, который однажды останавливается и высаживает столичный «десант». Разумеется, сюжет чуть отдает театральной наигранностью, но страсти между светской львицей Моной (Анастасия Вертинская), местным учителем космографии (Игорь Костолевский) и покровителем Моны Григом (сам Козаков) кипят нешуточные. Впрочем, этот треугольник никакого будущего не имел изначально — для приезжей дамы скромный учитель был чем-то вроде необычной, но забавной зверушки, и встреча со старым любовником вернула всё на свои места.

«Школьный вальс», 1978 г.

Этот фильм режиссера Павла Любимова мог стать хитом проката, но, как позже писали историки советского кино, после вмешательства чиновников со студии громкое высказывание об интимных отношениях старшеклассников оказалось очень тихим и скромным. В итоге фильм выпустили небольшим количеством копий (317 штук, фактически вторым экраном), но он всё равно сумел привлечь 19,4 млн зрителей (25-е место в рейтинге 1978 года), хотя и и не смог предвосхитить многие скандальные кинопроекты перестроечного времени.

Сюжет достаточно прост — Зося (Елена Цыплакова) и Гоша (Сергей Насибов) учатся в 10 классе и строят планы на совместную жизнь. Но в какой-то момент Гоша поддается на обаяние и обещания Дины (Евгения Симонова), семья которой может устроить ему лучшую жизнь, и порывает с Зосей. После выпускного Зося рожает ребенка, а вот семейная идиллия Гоши и Дины не складывается — они разводятся. Через год на встрече выпускников Гоша пытается восстановить отношения с Зосей — но та гордо отказывает ему. Фильм и ругали в основном за странный финал, в котором все герои так или иначе остаются несчастными; такое стало мейнстримом через несколько лет, во время перестройки, но в конце 70-х в кино старались показывать надежду на будущее.

«Тот самый Мюнгхаузен», 1980 г.

Одна из совместных и лучших работ драматурга Григория Горина и режиссера Марка Захарова снята по мотивам произведений о Мюнгхаузене — реальном человеке, который вошел в историю как неисправимый выдумщик. Любовный треугольник в результате получился странным. Главный герой (Олег Янковский) любит Марту (Елена Коренева) и готов на ней жениться, если его жена (Инна Чурикова) даст ему развод. У них за плечами многие годы тяжелого брака, взрослый сын (его играет Леонид Ярмольник), кроме того, у баронессы есть любовник Рамкопф (Александр Абдулов) — но отпускать мужа на свободу она не хочет. Впрочем, в золотой фонд советского кино этот фильм вошел, конечно, не из-за любовных перипетий, а благодаря чудесной игре всех актеров и их репликам, которые моментально ушли в народ.

Бонус: «Ирония судьбы или с легким паром», 1976 г.

Знаменитый новогодний фильм Эльдара Рязанова, разумеется, в представлении не нуждается. Сам режиссер считал его первой частью трилогии о любви — эту тему он потом рассматривал в «Служебном романе» и в «Вокзале для двоих». Но в его «Иронии...» оказалось целых два любовных треугольника, в основании которых лежат отношения Жени из Москвы (Андрей Мягков) и Нади из Ленинграда (Барбара Брыльска), а вершинами стали несчастный Ипполит (Юрий Яковлев) и не менее несчастная Галя (Ольга Науменко).

Правда, про судьбу тех, кого главные герои бросили, в фильме Рязанова ничего нет. В снятой спустя 30 лет картине «Ирония судьбы: Продолжение» все персонажи вернулись на свои места — Женя в Москву к Гале, а Надя осталась с Ипполитом. Но лишь для того, чтобы в любовный треугольник попали их дети.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах