10 сентября 1972 года на XX Олимпийских играх в Мюнхене произошло событие, которое потрясло весь спортивный (и не только) мир. Советская баскетбольная сборная во главе с тренером Владимиром Кондрашиным всего за 3 секунды до финального свистка доставила мяч в корзину американцев и обыграла команду, которая 36 лет считалась непобедимой.
Блестящему триумфу советской сборной и посвящён новый фильм Антона Мегердичева (известен как автор фильма-катастрофы «Метро» и одной из частей предновогодних «Ёлок») «Движение вверх», который выходит на российские экраны 28 декабря. Главные роли в спортивной драме исполнили такие известные актёры, как Владимир Машков, Андрей Смоляков, Марат Башаров, Сергей Гармаш, Иван Колесников.
Накануне громкой премьеры журналист АиФ.ru пообщалась с Маратом Башаровым.
Елена Яковлева, АиФ.ru: — Всем известно, что вы неплохо катаетесь на коньках, а как у вас обстоят дела с баскетболом?
Марат Башаров: — Если честно, никак. В школе мы баловались баскетболом, но не более того.
Я уверен, что после выхода этого фильма во многих российских дворах появятся баскетбольные корзины. После того как на одном из телевизионных каналов вышло шоу про фигурное катание, в стране был бум, купить коньки стало невозможно. Думаю, что после премьеры «Движения вверх» баскетбольные мячи тоже будут на вес золота. Российский баскетбол и так сейчас находится в неплохой форме, а дальше будет двигаться только вперёд и вверх. Как и картина.
— А сами никогда не думали о профессиональной спортивной карьере?
— Нет. В детстве мама отдала меня в секцию по хоккею, где я позанимался где-то до 14 лет и бросил это дело. А сейчас, конечно, смотришь на спортсменов и думаешь, какие они сильные, красивые, богатые… Их все любят…
— Пожалуй, спортсмены, глядя на актёров, думают о том же…
— Наверное. (смеётся)
«Фильм про судьбы, про скрежет в зубах»
— Отправляясь на фильм, основанный на реальных событиях, зрители всегда задаются вопросом о том, насколько можно верить тому, что показано на экране. Адресую этот вопрос и вам: можно верить?
— Хочу обратить внимание на то, что зрители покупают билет на художественный, а не документальный фильм. Поэтому, конечно, где-то есть выдумки. Даже что касается моего персонажа: может, такой человек и был, но вместе с режиссёром мы придумали много всего, чего на самом деле не было. Если это смешно, если это подходит к данной ситуации, то почему бы и нет?
Уважаемые зрители, не смотрите «Движение вверх» с подходом «это было, а этого не было». Любой может сказать: «А вот молния на спортивных костюмах тогда была не такой!» Да, не такой. Мы просто не можем в кадре ходить со старыми молниями: они уже не держат. Но зачем в этом копаться? Мы же не про молнии на олимпийке кино снимаем, а про людей, про судьбы, про человеческую силу воли, про скрежет в зубах. Стиснув зубы, они шли к победе! Всем известно: за 3 секунды до финального свистка сборная СССР забила и победила. Это факт. Какие к фильму могут быть претензии?
— А как насчёт наших главных соперников в фильме: американской сборной? Бывает, что в кино несправедливо очерняют образ противника…
— А что их очернять? Они и так все чёрные (я сейчас имею в виду тёмный цвет кожи).
В этом кино американцы для нас соперники, а это те же враги. Мы же снимали кино про войну, где немцы были плохие, а мы хорошие. Американцы снимали про индейцев, где индейцы плохие, а ковбои хорошие. И наоборот. Всегда есть добро и зло, плохие и хорошие…
Живая легенда
— Наверняка накануне и во время съёмок вы не раз пересматривали этот исторический матч…
— От начала до конца я матч не пересматривал, но его куски мы, конечно, не раз смотрели даже на съёмочной площадке.
Меня особенно поражает, как эту игру комментировала Нина Ерёмина. Она была непосредственно там, она видела всё живьём. По записям слышно, какая энергия идёт из её голоса. Через её голос чувствуешь, какое напряжение, какой накал страстей в тот момент царил на площадке. Даже мурашки по телу. Это сильно. Великая запись.
— Съёмки фильма завершились больше года назад. Сегодня же, думая о тех днях, что вы вспоминаете в первую очередь?
— Съёмки оказались для меня достаточно необычными, так как на площадке приходилось всё время задирать голову вверх. Коллеги-актёры обычно ростом несколько ниже меня, а здесь всё было ровно наоборот. Даже когда я приходил домой, то по привычке продолжал общаться с высоко поднятой головой, ровной спиной (смеясь, задирает голову вверх). Пожалуй, это и запомнилось больше всего.
— Правда ли, что температура на съёмочной площадке — в спортивном зале — из-за софитов иногда достигала 50 °C?
— Да, к тому же это было очень жаркое лето. И, чтобы хоть как-то проветривать помещение, на площадку привозили чуть ли не самолётные вентиляторы. Представьте только: ребята постоянно бегают, огромное количество массовки (число актёров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек). Духота неимоверная. А всю вентиляцию во время самих съёмок приходилось выключать, потому что она шумит.
— Одним из консультантов картины выступал участник «золотого» матча Иван Едешко. Вам удалось пообщаться с ним лично?
— Конечно, мы с ним пересекались, так как он всё время был на площадке. Живая легенда. Жаль, что сегодня на нашем телевидении за сутки тысячу раз увидишь лица других людей, нежели лица таких, как он: тех, кто действительно является легендой.
Без Данилы Козловского
— Без сомнения, этот фильм будут сравнивать с другой спортивной драмой: «Легенда № 17». На ваш взгляд, в чём принципиальное отличие между картинами Николая Лебедева и Антона Мегердичева?
— Во-первых, в нашем фильме нет Данилы Козловского. Это большое отличие (при всём моём хорошем к нему отношении). Даня, прошу без обид.
А второе отличие… да просто актёры выше. (смеётся)
— Сегодня, когда российскую сборную отстранили от Олимпиады…
— Эту тему я не хочу комментировать.
Мне просто обидно за нашу паралимпийскую сборную. Понятно, где есть спорт, где есть соревнование, там всегда появляется политика. Без этого никак. Но обидно за наших паралимпийцев… Вот здесь не правы уважаемый МОК и все остальные. Совсем не правы.
— Сейчас активно идёт курс на продвижение нашего кино за рубежом. Как думаете, как воспримут «Движение вверх» иностранные зрители, в частности, американцы?
— Вот и посмотрим, как они отреагируют. Насколько я знаю, после того как американцы проиграли нашей сборной, то даже не забрали свои олимпийские медали. Серебряные медали 1972 года до сих пор хранятся в Олимпийском комитете!
Для них это был удар ниже пояса. И лично мне очень интересно посмотреть на реакцию сегодняшних американских зрителей. Этот фильм напомнит им, что они не великая держава.