Творческая команда фильма утверждает: когда они затевали эту историю про девочку-фигуристку, которая так хотела стать чемпионкой, что смогла совершить невозможное, то и представить себе не могли, насколько созвучной злобе дня окажется их картина.
Юлия Шигарева, «АиФ»: Хорошим эпиграфом к этому фильму, Фёдор Сергеевич, могла бы стать фраза: «Посвящается всем девочкам, которые, катаясь на «коробочках» во дворе, в мечтах видели себя новой Ириной Родниной».
Фёдор Бондарчук: Дворовый спорт - неведомый мне мир. Как-то мимо меня прошло нормальное детство (улыбается). Ни футбола, ни хоккея...
- Сплошная учёба была?
- Нет, было какое-то хулиганство... Во что же мы играли? (Задумчиво.) В Ледовое побоище! Средства передвижения мастерили из шарикоподшипников. А вот команды дворовой почему-то не сложилось. Хотя со спортом у меня всю жизнь дела обстоят хорошо!
Вопреки моде
- Скажите, что произошло с отечественным кинематографом? «Время первых», «Салют-7», «Аритмия», «Движение вверх», ваше «Притяжение»... Количество снимаемого наконец перешло в качество?
- Если говорить про «Движение вверх», этот путь был долгий - я знаю, как рождался этот проект. Спортивная драма - сложнейший жанр, который очень хорошо принимает наша аудитория.
Если вы заметили, большие студии никогда не пытались вскочить в вагон того или иного тренда. Помните, было время, когда все снимали так называемые «добрые фильмы». Потом начали десятками снимать комедии. И чтобы в каждой непременно какое-нибудь медийное лицо с телеканала.
- Мне кажется, эти комедии и отвратили зрителя от нашего кино.
- Да, падение зрительского интереса было катастрофическое. А я тогда снял «9 роту». 2005 год. Мне говорили: «Сумасшедший! Какая военная драма?! Какой кинотеатр это возьмёт?!» А когда «9 рота» вышла в прокат, я услышал совсем другое: «Неужели после 10 лет вакуума у нас снова есть кино?!»
Так что нынешний успех - это и заслуга первопроходцев, идущих против течения, и - да, научились: характеры стали сложнее, сюжеты - интереснее. Ушли в прошлое все эти нахрапистые налёты на зрителя с шумной рекламной кампанией очередной пустышки. «Мы вас не обманываем!» - вот главное слово сегодня.
Про нас и про время
- Хороший фильм, как и хорошую книгу, каждый смотрит про своё. Для вас «Лёд» - это про что? Про веру в мечту? Про обратную сторону успеха?
- Про Родину! (Хитро улыбается.) Про загадочную - как у нас говорят?..
- ...русскую душу?
- Да! У нас такой собирательный образ русской души получился - из хоккеиста Саши Петрова, фигуристки Аглаи Тарасовой, тренера Марии Ароновой, простого мужика Павла Майкова, зрителей, которые встают и начинают петь, когда судьи отказываются включать музыку фигуристам. Никто же не знал, когда мы начинали съёмки, что на Олимпиаду мы поедем без флага и гимна, что спортсменам придётся преодолевать чудовищное сопротивление.
Я тут в Инстаграме забавное фото нашёл: в какой-то колонии заключённые, суровые русские мужики, в тулупах и ватниках, составили пять олимпийских колец, чтобы наших спортсменов поддержать. Ну где ещё можно такое увидеть? И вот это - тоже составляющая русского характера. Так что для меня наш фильм - рассказ про нас и про время.
- В фильме герой говорит: «Неужели вот так всё и закончится?» А на ваш взгляд, чем и когда закончится вся та возня, что сегодня поднялась вокруг нас?
- А у меня главный девиз: «Всё только начинается». Отметив 50-летие, я для себя решил: я снова родился! Это же так прекрасно: вновь познавать этот мир, перечитывать книги, пересматривать фильмы.
- Насколько мы вообще научились задавать себе главный, наверное, вопрос: ради чего всё это и чем закончится?
- Не научились! Мы очень быстро устаём. Мы невероятно ленивые - это в первую очередь касается молодёжи.
- И что с этим делать?
- Приучать. На своём примере.
- А это с чего вдруг мы разучились работать?
- Возможно, это связано с той экономической ситуацией, что сложилась в стране в 1990-е, 2000-е. Хотя я никогда в жизни не поменял бы время рождения! Меня иногда спрашивают: «В какое время вы бы хотели жить?» Да ни в какое! В этом времени я хочу жить! Я родился в Советском Союзе. Прекрасно помню, как, когда Брежнев умер, я домой проходил по дневнику, потому что весь центр Москвы был перекрыт. И как в армию я уходил в одной стране, а вернулся уже в другую. Это всё было, и никогда я от этого опыта не откажусь.
- Что было хорошего в том опыте?
- Образование моё школьное - всегда буду благодарен моим педагогам. А ещё у нас была дикая любознательность. Да, определённая часть происходящего в мире для нас, живущих в СССР, была закрыта. А запретный плод сладок. Самиздатовские книги, которые я находил у родителей и получал за это по башке, - «Архипелаг ГУЛАГ», бунинские воспоминания, рассказы Довлатова - всё было прочитано тогда. Однако помимо запретов существовала и мотивация, интерес к получению знаний.
- Современным детям можно вернуть эту любознательность?
- Можно.
- Как?
- Образование! Образование и просвещение. Серости сегодня очень много. Необразованных людей.
- И это при глобальном распространении Интернета, где можно найти ответ на любой вопрос?
- Да, но ты же там серфингуешь свободно, у тебя нет настроек. Так что можно всё что угодно читать, но всё-таки ты сперва Пушкина почитай. Вспомни, что «Бориса Годунова» он написал в 25 лет. И соотнеси это с тем, что ты к 25 годам сделал.
- Вы сказали, что решили для себя: в 50 лет жизнь только начинается. А она какой будет, эта жизнь? Мы вверх пойдём, выкарабкаемся? Или всё так и будет под горочку катиться?
- Я занимаюсь кино. Кино - это моя жизнь. Я эту жизнь люблю. Она очень сложная. И взлёты в ней были, и падения. Я много чего прошёл. Но мне хорошо. Я верю в своего зрителя: умного, разбирающегося. Я верю в то, что надо снимать честно. Проваливаться, подниматься, рисковать, но - честно. И про себя могу сказать: я с уверенностью и радостью смотрю в будущее.