Примерное время чтения: 7 минут
3600

«Ледокол»: антарктический триллер Николая Хомерики

«Ледокол».
«Ледокол». Кадр из фильма

Российский кинематограф нечасто радует зрителей фильмами-катастрофами, а картинами этого жанра, которые хочется пересматривать, ‒ тем более. И несмотря на то, что «Ледокол» Николая Хомерики ‒ далеко не идеальная работа, похвалить ленту есть за что.

Главная ошибка, которую могут допустить зрители этого фильма — отнестись к нему, как к документальной ленте, которая рассказывают реальную историю научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Действительно, картина основана на реальных событиях, произошедших в Антарктиде в 1985 году, но их в ней ничуть не больше, чем художественного вымысла. И чтобы у дотошного зрителя не было искушения упрекать творческую команду в неточности описания событий, создатели фильма даже переименовали корабль в «Михаил Громов».

Итак, на глазах у зрителей разворачивается сугубо мужская история: команда полярников на «Михаиле Громове» идёт через льды Южного полюса. Но вблизи Антарктиды возникает угроза столкновения ледокола с айсбергом, из-за чего судно оказывается в вынужденном дрейфе, а в попытке спасти оказавшегося за бортом члена экипажа ещё и лишается стратегически важных приборов. Корабль, со всех сторон окружённый льдом, оказывается в ловушке, но самое страшное, что команда до последнего не уверена, придут ли им на помощь. Полярная ночь приближается, топливо и припасы на исходе. Часть экипажа в экстремальных условиях не выдерживает эмоционального напряжения, другие же остаются людьми даже в самой тяжёлой ситуации.

В то время, когда нервы команды на исходе, недовольство людей подогревает новый капитан судна, солдафон (Сергей Пускепалис), который в отличие от «старого» (Пётр Фёдоров), отстранённого Москвой сразу после аварии, во что бы то ни стало хочет поставить всё и всех на свои места. А расшатывает и без того хрупкий мир старший помощник (Сергей Барабаш), не способный отвечать даже за собственную жизнь, но мечтающий взять руководство над экипажем в свои руки.

Читайте также: Пётр Фёдоров: бежать из России не хочу!

«Ледокол».
«Ледокол». Фото: Кадр из фильма

На фоне катастрофы зрителям показывают противостояние ярких героев, за которыми интересно наблюдать и которых вполне можно полюбить, остальных же (за исключением персонажей Александра Паля, Александра Яценко и Виталия Хаева) можно назвать однотипным бородатым мужичьём необходимым лишь в качестве фона. Все они часть режиссёрского плана: перенести зрителей в середину 80-х годов. Советская атмосфера, которая, в первую очередь, рассчитана на зрителей, рождённых в СССР ‒ главное украшение «Ледокола». За ностальгию отвечают песни группы «Кино», кинолента «Бриллиантовая рука», кассетный магнитофон «Заря», кубик Рубика, плакат-календарь с молодой Пугачёвой, автомат с «Морским боем», пёстрые советские свитера, яркие шапки, варежки, на которых то и дело оператор заостряет внимание, и многие другие ретро-мелочи.

«Ледокол».
«Ледокол». Фото: Кадр из фильма

Впрочем, тех, кто идёт на фильм не за ностальгией, а за современными реалистичными съёмками, ждёт разочарование: несмотря на бюджет в $10 млн и попытку сделать фильм-катастрофу без помарок, до голливудской натуральности картинка явно не дотягивает. Видно, что айсберг в фильме — это не удивительное явление природы, а всего лишь плод компьютерной графики. А неожиданно появившийся в кадре морской леопард и вовсе вызывает недоумение. Тем не менее, «Ледокол» оставляет далеко позади последние отечественные фильмы-катастрофы: «Экипаж» Николая Лебедева и «Метро» Антона Мегердичева, — реалистичность происходящего в которых вызывает ещё больше вопросов.

И если от происходящих в «Ледоколе» приключений «Михаила Громова» дух захватывает далеко не у всех, то мороз по коже гарантирован многим. Ощущение холодного и негостеприимного моря присутствует практически в каждом кадре, за что отдельное спасибо оператору Фёдору Ляссу (который уже набил руку на «советской» картинке в знаменитой «Оттепели» Валерия Тодоровского) и режиссёру Николаю Хомерики («Сердца бумеранг»), вышедшему из мира фестивального кино.

«Ледокол».
«Ледокол». Фото: Кадр из фильма

Конечно же, снимая «русский „Титаник“», создатели не смогли обойтись без истории любви, за которую в фильме отвечают хорошо всем знакомая Анна Михалкова и не слишком популярная Ольга Филимонова: одна из них готовится родить сына новому капитану «Михаила Громова», а другая, наоборот, развестись со «старым». Но их истории призваны не украсить фильм, добавив ему романтичности, а наоборот, продемонстрировать, что чиновникам не было дела ни до жён полярников, оставшихся на берегу, ни до самого ледокола. И пока советские полярники возвращались домой, их страна изменилась до неузнаваемости: к экватору «Михаил Громов» приплыл уже к перестройке, когда всё оттаяло во всех смыслах слова.

«Ледокол».
«Ледокол». Фото: Кадр из фильма

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах