Кинофраншиза «Елки» завершится после выхода седьмого фильма. Картина, которая выйдет в прокат 27 декабря, станет последней в серии, об этом заявил генеральный директор компании «Двадцатый век Фокс СНГ» Вадим Смирнов на форуме «Кино Экспо» в Петерубрге.
Что такое «Елки»?
Каждый фильм франшизы — это новогодняя комедия в форме киноальманаха. Все фильмы состоят из нескольких новелл с разными героями, которые в итоге оказываются связанными между собой. Главные роли в шести уже выпущенных фильмах серии исполняли Сергей Светлаков и Иван Ургант, а количество звезд в эпизодах обычно превышало все разумные пределы. Например, в первой части (она вышла в декабре 2010 года) в роли самого себя появился тогдашний президент России Дмитрий Медведев.
Все фильмы серии были коммерчески успешными: они стоили недорого (бюджет около $2 млн), выпускались под длинные новогодние каникулы и регулярно попадали на высокие места в годовых рейтингах самых кассовых российских лент. Больше всего собрала третья часть франшизы: «Елки 3» (премьера – декабрь 2013 года) заработали 1,25 млрд рублей. Впрочем, у них и актерский состав был самым сильным: роли в этих «Елках» исполнили Гоша Куценко, Валентин Гафт, Татьяна Догилева, Пётр Фёдоров, Анна Чиповская, Мария Шукшина. Кроме того, в этой части впервые появился Константин Хабенский (он потом выйдет на первый план в «Елках 1914» и «Елках 5»). А всего шесть фильмов франшизы заработали в прокате 5,17 млрд рублей.
Новогодний прокат
На Западе вместо «длинных выходных» в январе есть рождественские каникулы, и большие фильмы выходят, как правило, примерно в середине декабря. Причем это не комедии о Рождестве (они тоже есть, но их планируют на середину ноября, как, например, «Один дома» в 1990), а полноценные блокбастеры. Так, три самых кассовых фильма всех времен и народов выходили как раз под американские рождественские каникулы: «Аватар» (2009 год, $2,789 млрд), «Титаник» (1997, $2,19 млрд) и «Звездные войны: Пробуждение силы» (2015, $2,07 млрд). Последние три года новогодний бокс-офис в США вообще был оккупирован возрожденной космической серией: «Изгой-один» вышел в 2016 ($1,06 млрд), а «Последние джедаи» — в 2017 ($1,33 млрд).
В России все началось с телевидения: эта традиция сохранилась со времен СССР, когда в добавление к различным «Голубым огонькам» к Новому году приурочивали премьеры телефильмов вроде «Чародеев» или «Этой веселой планеты». В 1995 году на Первом канале вышли первые «Старые песни о главном», в 1996 и 1997 канал показал вторую и третью части этого шоу.
Новогодний Бекмамбетов
Режиссер, сценарист и продюсер Тимур Бекмамбетов прославился после «Ночного Дозора», экранизации городского фэнтези писателя-фантаста Сергея Лукьяненко. А с новогодним прокатом он связался в 2007, когда выпустил «Иронию судьбы: Продолжение», сиквел-ремейк знаменитой комедии Эльдара Рязанова, которая давно стала еще одним символом Нового года наравне с елкой и Дедом Морозом.
Фильм Бекмамбетова вышел в прокат в конце декабря и в итоге надолго оккупировал первое место в рейтинге самых кассовых отечественных картин (1,22 млрд рублей в России и $55 млн во всем мире). Удачный опыт он повторил потом с фантастической «Черной молнией», правда, такого же успеха с этой картиной ему добиться не удалось. Ну а потом начались «Елки»: фактически продюсерский проект Бекмамбетова, который, впрочем, был одним из режиссеров в нескольких фильмах серии.
Почему «Елки»?
Понятное дело, что и до «Елок» (и даже до сиквела «Иронии судьбы») российский новогодний прокат не пустовал. Появилось даже понятие «новогодняя битва релизов», а первый январский уик-энд в обязательном порядке становился самым кассовым в году: двухнедельные каникулы в начале января располагали к тому, чтобы сходить в кино. Появились и явные лидеры: «богатырская» серия от студии «Мельница» регулярно побеждала в этой «битве», показывая завидные результаты от выпуска к выпуску. Кстати, ее закрывать никто не собирается: в этом году выйдет мультфильм «Три богатыря и наследница престола», а на следующий уже запланирован «Конь Юлий и Большие скачки». Но «Три богатыря» — это детская серия, хотя в фильмах и имеются шутки, понятные, пожалуй, только взрослым.
«Елки» и «Ирония судьбы. Продолжение» были рассчитаны совсем на другую аудиторию. Эти фильмы должны были привлечь в кинотеатры тех людей, которые туда обычно не ходят, предпочитая посиделки у телевизора. Новая «Ирония…» сработала на узнаваемых образах: те же герои в обстоятельствах, которые знакомы до мельчайших подробностей уже десятилетия. Не просто так эта картина уже прочно прописалась на ТВ, дополнив новогоднюю программу. А «Елки» пошли по другому пути, который мог, например, привести их в итоге к чему-то вроде условного «Голубого огонька».
Против «Движения»
«Голубого огонька», правда, не случилось. «Елки» остановились на сказке, но не такой явной, как «Три богатыря», а бытовой. В первом фильме сказочный сюжет был, пожалуй, наиболее ярко выражен: девочка из детдома уверяет всех, что ее отец — президент, от нее требуют доказательств: условной фразы в телеобращении главы государства. И та в итоге звучит просто потому, что нашлись люди, которые приняли желание девочки близко к сердцу и постарались ей помочь.
По такому же шаблону делались и остальные «Елки»: даже не слишком удачный собачий спин-офф «Ёлки лохматые». Концентрация хорошего на экране зашкаливала, критики ругали франшизу за избыточный оптимизм, а зрители послушно несли деньги. Почему нужно закрывать франшизу именно сейчас, непонятно. Смирнов о причинах говорить не стал. Причины, очевидно, не финансовые. Хотя «Елки новые», наверное, могли бы заработать больше, но вместе с ними в прокат вышла спортивная драма «Движение вверх», которая получила высочайший приоритет. В этом декабре «новогодняя битва» тоже ожидается непростая: с «Елками 7» и очередными «богатырями» за внимание зрителей поборется комедия «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» (полнометражное продолжение популярного сериала ТНТ), ну а главным соперником этих релизов станет военная драма «Т-34» с Александром Петровым. Видимо, спорить с такими соперниками тяжеловато. Но есть надежда, что если седьмые «Елки» выступят достойно, то продюсеры передумают и продолжат свою серию. Главное, чтобы не передумали Светлаков и Ургант.