По решению Российского оскаровского комитета нашу страну в номинации «лучший фильм на иностранном языке» премии Американской киноакадемии будет представлять картина Константина Хабенского «Собибор». Продюсер Александр Роднянский сообщил ТАСС, что лента выбрана большинством голосов. В комитет входят Владимир Меньшов, Николай Досталь, Дмитрий Месхиев, Сергей Сельянов, Евгений Гиндилис и другие.
«Собибор» — дебютный фильм Хабенского. В картине рассказывается история побега заключенных из этого лагеря смерти осенью 1943 года. Побег организовали советские военнопленные во главе с лейтенантом Александром Печерским (эту роль исполнил Хабенский). В других ролях снялись Кристофер Ламберт, Мария Кожевникова, Михалина Ольшанская, Гела Месхи. В российский прокат «Собибор» вышел в начале мая, ко Дню Победы, и заработал 312 млн рублей.
Фильм имеет все шансы пройти через сито длинного списка «иностранной» номинации «Оскара» (туда попадают все прошедшие отбор картины разных стран): история восстания в Собиборе хорошо знакома на Западе, а в 1987 году был снят британо-югославский фильм «Побег из Собибора», в котором Печерского сыграл Рутгер Хауэр. Напомним, что обычно в длинный список попадает около 80 фильмов со всего мира. В декабре будут названы девять фильмов шорт-листа, а 22 января 2019 года станут известны пять номинантов, из которых академики и выберут победителя. Церемония, на которой станет известен победитель в этой и всех других категориях «Оскара», состоится 24 февраля в Лос-Анджелесе. А пока АиФ.ru вспоминает, как российское кино покоряло Америку в последние годы.
«Русалка»
Оскар-2009, длинный список
Фильм Анны Меликян о необыкновенной девушке (Мария Шалаева), которая переезжает из провинциального города в столицу, казался очевидным выбором. Он получил приз за режиссуру на американском кинофестивале «Сандэнс», был отмечен призом в параллельной программе Берлина. Но в итоге фильм «Русалка» не прошел через отбор длинного списка. В том году победил японский фильм «Ушедшие».
«Палата № 6»
Оскар-2010, длинный список
Выбор фильм Карена Шахназарова и Александра Горновского по одноименной повести Чехова объяснить сложно. В тот год на попадание в оскаровскую номинацию от России претендовали, например, «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, «Поп» Владимира Хотиненко и «Стиляги» Валерия Тодоровского. Но выбор в национальном отборе «Палаты» оказался неудачным — картина так и осталась в длинном списке. В том году на «Оскаре» приз взяла испанская «Тайна в его глазах».
«Край»
Оскар-2011, длинный список
С этой картины в выборе Российского оскаровского комитета началась длинная череда кино, связанного с войной. «Край», конечно, не совсем о войне — действие картины происходит в сентябре 1945-го на отдаленной станции в Сибири, но главный герой (Владимир Машков) — демобилизованный солдат. Выбор лент Учителя, в принципе, был встречен одобрительно (хотя сам «Край» критиковали сильно), а он сам позже попал в шорт-лист «Золотого глобуса». Но на «Оскаре» такого успеха добиться не удалось — все осталось на уровне длинного списка. Победила тогда датская «Месть» Сюзанны Бир (она же победила и на «Золотом глобусе»).
«Утомлённые солнцем 2: Цитадель»
Оска-2012, длинный список
Единственный ощутимый успех российского кино на «Оскаре» связан как раз с Никитой Михалковым и его «Утомленными солнцем» — он получил этот приз в 1994-м, и после этого даже редкое попадание в пятерку номинантов («Кавказский пленник», «Вор», «12») уже считалось чуть ли не победой. Но продолжение «Утомленных...» не получило и доли тех восторгов, что выпали на долю оригинального фильма, и его выдвижение на «Оскар» вызвало нешуточный скандал, лицом которого стал председатель комитета — Владимир Меньшов, который посчитал, что есть более достойные кандидаты. Это правда — в тот год вышли, например, «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова. Но в итоге кинематографисты как-то смогли договориться промеж себя, Российский оскаровский комитет был переформатирован, а «Цитадель» все же отправилась на «Оскар», но дальше длинного списка не продвинулась.
«Белый тигр»
Оскар-2013, длинный список
Неудачи с «Цитаделью» и «Палатой № 6», а также новые члены, кажется, мало повлияли на предпочтения комитета. Следующим покорять американских академиков отправилась еще одна военная драма — мистический фильм Карена Шахназарова о советских танкистах и загадочном и неуязвимом немецком танке. Финал был немного предсказуем — картина осталась в длинном списке, а «Оскар» получил австрийская «Любовь» Михаэля Ханеке.
«Сталинград»
Оскар-2014, длинный список
Масштабная военная драма Фёдора Бондарчука — как раз свидетельства поисков Российского оскаровского комитета. Фильм снят в 3D, у него был кассовый успех, да и на Западе об этом эпизоде Великой Отечественной осведомлены хорошо. Но «иностранная» номинация все же на блокбастеры не рассчитана, поэтому «Сталинград» дальше длинного списка не продвинулся; победила в том году «Великая красота» итальянца Паоло Соррентино.
«Левиафан»
Оскар-2015, номинация
Поиски ключа к «Оскару» закономерно привели к следующему фильму Звягинцева — «Левиафану». Речь там шла о российской глубинке, но образ главного героя (Алексей Серебряков) был вдохновлен американским сварщиком Марвином Химейером, который в попытке отстоять свой дом собрал у себя в мастерской настоящий танк из трактора. «Левиафан» имел все шансы на победы — он выиграл «Золотой глобус», попал в пятерку номинантов «Оскара», но на последнем этапе проиграл польской «Иде» Павла Павликовского.
«Солнечный удар»
Оскар-2016, длинный список
Успех «Левиафана» заставил членом Российского оскаровского комитета немного расслабиться, так что в Америку был отправлен фильм Никиты Михалкова — дорогая и масштабная эпопея по произведениям и дневникам Ивана Бунина. Но чисто русские истории хорошо работали только в начале 90-х, американские киноакадемики давно требовали каких-то общечеловеческих ценностей. Так что «Солнечный удар» остался в длинном списке; в том году победил венгерский «Сын Саула» Ласло Немеша.
«Рай»
Оскар-2017, длинный список
Прошлогодний победитель — «Сын Саула» — рассказывал о заключенных концлагеря «Освенцим», так что выбор от нашей страны картины Андрея Кончаловского был, пожалуй, оправдан. Но Американская киноакадемия решила, что не могут два победителя подряд быть на одну тему, и «Рай» остался в длинном списке. А победил тогда иранский «Коммивояжёр» Асгара Фархади — который, кстати, как и «Сын Саула», получил призы на Каннском кинофестивале; впрочем, у «Рая» тоже были престижные премии — но из Венеции. «Собибор», кстати, наследует именно тенденции, заложенной «Раем» и «Сыном Саула» — ну и, частично, любовью российского комитета к военной тематике.
«Нелюбовь»
Оскар-2018, номинация
При этом единственный за последние десять лет успех на американских премиях сопутствовал только картина Андрея Звягинцева. У «Левиафана» не получилось, он остановился в полушаге от заветной награды. Более бытовой и приземленной «Нелюбви» тоже «Оскара» не досталось — тенденции в Американской киноакадемии в этом году были совсем другими; там думали о равноправии, о месте женщины в мире и других похожих проблемах. Но «Золотой глобус» «Нелюбовь» получила — и это определенно достижение: раньше эта награда российским кинематографистам не давалась категорически. Возможно, кстати, что выбор «Собибора» объясняется намного проще: в этом году у Звягинцева новых фильмов не выходило.