Последнее обновление 17.05.2017
В среду 17 мая начал свою работу 70-й Международный каннский фестиваль. На Лазурном побережье Франции собралась целая плеяда звёзд и именитых кинематографистов, которые мечтают получить престижную награду. АиФ.ru вспоминает, как выглядят главные призы, которые вручают за достижения в кинематографе.
Золотая ветвь
Главная премия Каннского фестиваля — «Золотая пальмовая ветвь» — своё современное название получила в 1955 году. До этого победители киносмотра получали «Гран-при» в виде работ одного из современных художников моды, и каждый год они были разными. Однажды организаторы решили сделать главным призом киносмотра пальмовую ветвь, изображённую на гербе Канн, и в конкурсе художников-ювелиров победил проект Люсьена Лазона. Но в 1964 году возникли проблемы с авторскими правами, и на 10 лет киносмотру пришлось вернуться к «Гран-при». Сегодня «Золотую пальмовую ветвь» выполняют из 24-каратного золота и помещают в футляр из синего сафьяна вместе с цельным куском огранённого кристалла.
Дядюшка Оскар
Самая знаменитая кинопремия мира «Оскар» изначально называлась «Наградой Академии за заслуги», «Оскар» же был чем-то вроде домашнего прозвища. Впервые оно официально прозвучало на церемонии награждения 1934-го года из уст Уолта Диснея и постепенно превратилось в общепринятое название.
Существует несколько версий происхождения прозвища «Оскар». Самая популярная легенда связана с именем библиотекаря Киноакадемии Маргарет Херрик. В 1931-м году она, увидев статуэтку, воскликнула: «Да это же вылитый дядюшка Оскар!». При этой сцене присутствовал журналист Сидни Скольски, которому не хотелось писать о безликой награде, и в конце колонки он добавил: «Сотрудники Киноакадемии любовно называют своего золотого рыцаря Оскаром».
С тех пор «дядюшка Оскар» не изменился: награда представляет собой позолоченного рыцаря, сжимающего в руках меч крестоносца. Фигура стоит на бобине киноплёнки, в основании которой есть пять отверстий, символизирующих продюсеров, сценаристов, режиссёров, актёров и техников. Исходный дизайн награды разработал художник-постановщик Седрик Гиббонс в 1928 году. В качестве модели он пригласил мексиканского режиссёра, сценариста и актёра Эмилио Фернандеса, который согласился позировать обнажённым.
Крылатый лев
Венецианский международный кинофестиваль — старейший киносмотр, который ежегодно проводится на острове Лидо. Участники его конкурсной программы борются за главный приз — «Золотого льва». Заветная награда представляет собой льва святого Марка, который считается символом святого евангелиста Марка, а также города Венеции. Образ крылатого льва в итальянском городе можно встретить на каждом шагу: он украшает собой герб, встречается в виде мраморных или бронзовых статуй на площадях и фасадах старинных зданий. Но крылатые позолоченные статуэтки львов не сразу стали символом фестиваля: с 1934 по 1942 годы главным призом киносмотра был «Кубок Муссолини», названный в честь основателя биеннале.
Читайте также: От Тарковского до Кончаловского: успехи отечественного кино в Венеции
Берлинский медведь
Награда Берлинского фестиваля тоже обязана своим происхождением геральдической традиции. Главный приз киносмотра представляет собой позолоченного медведя, который считается символом Берлина. Образ животного для кинофестиваля создала Рене Синтенис, о которой теперь помнят немногие. В первой половине XX века она была одним из самых значимых и успешных немецких скульпторов, Рене придумала фигуру медведя, стоящего на задних лапах, ещё в 1932 году, а двумя десятилетиями позже её выбрали в качестве прообраза официального приза международного фестиваля.
Интернациональный глобус
Премия «Золотой глобус» ежегодно присуждается Голливудской ассоциацией иностранной прессы за кинофильмы и телевизионные картины. Первая статуэтка премии была выполнена в форме свитка, а в следующем 1945 году членами ассоциации был проведён конкурс на новый дизайн награды, которая лучше всего отразила бы цели организации. В результате статуэтку в виде глобуса, опоясанного кинолентой и установленного на мраморном пьедестале, предложила вручать Марина Систернас, которая возглавляла в то время Голливудскую ассоциацию иностранной прессы. Этот символ пришёлся организаторам по вкусу, ведь он как нельзя лучше воплощал идею интернациональности премии.
Загадочный Сезар
«Сезар» был создан как французский аналог «Оскара», а получил своё название в честь скульптора Сезара Бальдаччини, который и выполнил эскиз вручаемых статуэток. Сезар был другом продюсера и первого президента киноакадемии Жоржа Кравенна, наибольшую известность он получил благодаря своим произведениям из металлолома и разбитых машин. Что именно символизирует его замысловатая позолоченная прямоугольная статуэтка, которой до сих пор награждают победителей французской премии, сказать сложно, ведь работы постмодернистов не поддаются однозначному толкованию.
Необычная маска
Победители главной кинонаграды в Великобритании, учреждённой в 1948 году, получают золотую маску — символ сценического мастерства. Сперва наградой премии BAFTA была статуэтка в виде сидящей женщины работы Генри Мура, а приз в современном виде был создан в 1955 году американской художницей и скульптором Мици Кунлифф.
Христианский герой
Московский международный кинофестиваль — второй старейший кинофестиваль мира после Венецианского. До 1989 года на нём вручались золотые и серебряные медали, а после победителей стали награждать статуэтками с изображением главного символа Москвы — святого Георгия. Интересно, что главный приз российского фестиваля был создан испанским ювелирным домом Carrera y Carrera. Эта награда не является обычной монолитной скульптурой, а состоит из двух частей: копья и камня, которые можно разделить и соединить вновь. Копьё вонзается в чёрный мрамор основания статуэтки, символизируя победу святого Георгия над змеем.