Материал обновлен 30 ноября 2015 года.
В ночь на 30 ноября в Москве на 89-м году жизни скончался кинорежиссер, сценарист и писатель, народный артист СССР Эльдар Рязанов.
В детстве Рязанов хотел стать моряком – путешествовать по далеким экзотическим странам, а потом описывать свои приключения в книгах. Он даже подал документы в Одесское мореходное училище, но ответа не дождался (шла война). Тогда юноша поступил во ВГИК, закончил его с отличием и начал работать в кинематографе. А мечты о литературе со временем сбылись: артист издал несколько книг – повестей, размышлений, мемуаров, сборников стихов.
Но славу и любовь зрителей Эльдару Рязанову принесли его картины.
«Берегись автомобиля» (1966)
Комедия стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и драматурга Эмиля Брагинского. В основу сценария лег народный миф о «советском Робин Гуде», который угонял машины у «живущих на нетрудовые расходы», продавал их, а все вырученные средства отдавал в детские дома. Как рассказывал сам режиссер, они с Брагинским очень хотели познакомиться с этим героем, пытались его найти, обращались с запросами в милицию. Но, как выяснилось, реального Деточкина просто не существовало.
В 2012 году в Самаре, на родине Рязанова, открыли памятник Юрию Деточкину – непримиримому борцу за справедливость.
«Старики-разбойники» (1971)
Этот советский киношедевр тоже создали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. В центре сюжета парочка немолодых, но очень деятельных стариков: следователь Мячиков (Юрий Никулин), которого хотят отправить на пенсию (за 2 месяца он не раскрыл ни одного дела), и его друг – инженер Воробьев (Евгений Евстигнеев). Авантюристы решают устроить преступление века, а потом самим же его и раскрыть, чтобы Мячикова оставили на работе.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)
Впервые двухсерийный художественный фильм показали 1 января 1976 года, а со временем сложилась добрая традиция транслировать комедию именно в новогодние дни.
Пьесу о «пьяных приключениях» Жени Лукашина Брагинский и Рязанов написали еще в 1969 году – к тому моменту, как ее экранизировали, спектакль уже шел в нескольких театрах. Но оглушительный успех авторам принес именно фильм – за него режиссер, сценарист, композитор Микаэл Таривердиев и исполнители главных ролей – Андрей Мягков и Барбара Брыльска – были награждены Государственной премией СССР.
«Служебный роман» (1977)
Комедия была снята в 1977 году, а в 1978-м стала лидером советского кинопроката, ее посмотрели свыше 58 млн зрителей.
Сначала появилась пьеса о взаимоотношениях 40-летнего застенчивого Новосельцева и «мымры» Калугиной, его строгой начальницы – «Сослуживцы». Одноименный спектакль шел в театрах с таким успехом, что авторы (Рязанов и Брагинский) решили снять кино – так и появился «Служебный роман».
«Жестокий романс» (1984)
Художественный фильм стал второй экранизацией в СССР «Бесприданницы» Островского, а журнал «Советский экран» назвал его в 1984 году лучшим фильмом года.
Критики по-разному оценивали работу Рязанова. Кто-то был недоволен актерской игрой молодой Ларисы Гузеевой (дебютировавшей в картине), а Евгений Данилович Сурков, опубликовавший статью в «Литературной газете», был возмущен тем, что главная героиня «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему».
Режиссер в своем следующем фильме («Забытая мелодия для флейты») ответил кинокритику – имя отрицательной героини Рязанова, Евгении Даниловны Суровой, очень созвучно с именем обидчика.