Хотя фильм называется «Эволюция Борна», собственно Борн, с привычным лицом и чуть неуклюжей повадкой Мэтта Дэймона, там присутствует лишь в виде упоминаний в беседах героев и воспоминаний зрителей. Причина самая прозаическая: Дэймон отказался сниматься из-за ухода режиссера первых трех серий эпопеи Пола Гринграсса, а самое логичное решение проблемы – придумать, что Борн сделал пластическую операцию и сменил лицо и голос, сценаристам в голову не пришло. И, чтобы развить финансовый успех «борнианы», собравшей в прокате в общей сложности около миллиарда долларов, решили снять фильм про другого агента (в исполнении Джереми Реннера) с другим режиссером – Тони Гилроем.
Неизвестно, что сему причиной, но новый режиссер снял с новым актером не некую постмодернистскую фантазию с «наблюдением наблюдающего за наблюдающим», личности после медикаментозного перерождения за той же личностью до перерождения, а обычный, чтобы не сказать заурядный, боевик-экшн с элементами мотогонок и паркура. Кстати, именно эти мотогонки и паркур по крышам трущоб какого-то юго-восточного, судя по сценарию – филиппинского, мегаполиса, занявшие последние полчаса картины – самое динамичное и бодрое в ней зрелище. До того около двух часов сердце зрителя успокоится разве что зрелищем драматического таланта Эдварда Нортона в действии. Нортон играет нехорошего чиновника, отвечающего за правительственную программу того самого медикаментозного перерождения личностей – спецагентов.
Главный герой, разнообразия ради, не интеллектуал, а совсем наоборот – глуповатый военный, которому пришлось даже смухлевать с анкетами и тестами уровня интеллекта, чтобы попасть в армию. И дальнейший его путь в спецагенты знатокам классической русской литературы подозрительно напоминает финал сказки Ершова про Конька-Горбунка и его хозяина Ивана-Дурака. Чтобы переродиться в красавца и умника, герою Джереми Реннера приходится не только окунаться в подозрительные водоемы, но и принимать перорально и внутривенно множество странных препаратов. Коньком-Горбунком, если следовать сюжету сказки, выступает женщина-врач (Рейчел Вайс), которая по ходу фильма из экспериментаторши становится верным другом спецагента и даже бежит с ним от погони, когда чиновники во главе с персонажем Нортона, как обычно в голливудских боевиках, решают свернуть программу и поубивать всех ее участников.
«Эволюция Борна» в отсутствие Борна – подходящее кино для расслабленного окончания тяжелой трудовой недели, когда ни о чем думать не хочется, а мотто-паркуро-погоня, снятая в мелькающей клипмейкерской манере – идеальное дополнение к ведерку попкорна и стаканчику прохладительного. К тому же и опоздать к началу можно – ничего существенного не пропустишь.