890

С миру по нитке: как народные деньги спасают кино

Фото предоставлено съемочной группой фильма «28 панфиловцев»

Явление «краудфандинг» — лучшее доказательство того, что мир не без добрых людей. Краудфандинг (от англ. сrowd funding) — это система народного финансирования, позволяющая воплощать в жизнь самые смелые идеи. Абсолютно любой человек может представить свою идею на одной из специальных интернет-площадок и организовать сбор денег для реализации проекта. Так, например, поступили британские фанаты «Гарри Поттера». Устав ждать вестей от писательницы Джоан Роулинг, они сами придумали новую историю о юном волшебнике Чарли и теперь собирают деньги на съёмки 30-минутного фильма о нём. Проект получил название «Грязнокровка и Книга Заклинаний» (Mudblood and the Book of Spells), сбор средств организован на известной краудфандинговой площадке Kickstarter. К настоящему моменту на счёт проекта поступило 6 тысяч долларов — это десятая часть заявленного создателями бюджета. Добрать оставшуюся сумму энтузиастам необходимо за 16 дней, и у них есть реальные шансы на успешное завершение этой истории. АиФ.ru вспоминает вдохновляющие примеры кинопроектов из практики краудфандинга. 

«Железное небо» (Iron sky)

Первый фантастический блокбастер, снятый на деньги интернет-пользователей, вышел в прокат летом 2012 года. Фильм рассказывает о том, как фашисты, потерпев неудачу в XX веке, улетают на Луну, а потом возвращаются, чтобы вновь покорить Землю. Шесть лет создатели фильма собирали средства на этот проект и добились результата: свою лепту в размере $1 500 000 внесли интернет-пользователи, а уже потом к ним присоединились государство и коммерческие спонсоры. «Железное небо» — кино поистине народное не только из-за способа финансирования. Жертвователи активно участвовали в создании фильма, кто-то снимался в массовке, другие давали советы по развитию сюжетных линий — и в итоге все получили именно тот кинопродукт, который хотели.

«Вероника Марс» (Veronica Mars)

Сбор средств на съёмки полнометражного фильма «Вероника Марс» стартовал в 2013 году на сайте Kickstarter. Создатели просили 2 миллиона долларов, и они появились на счету уже через десять часов после старта кампании. В течение следующего месяца к этой сумме добавилось ещё 3,7 миллиона долларов. Такой успех обеспечили поклонники одноимённого сериала, который шёл на телевидении с 2004 по 2007 год. Его главной героиней была старшеклассница по имени Вероника Марс, которая помогала папе расследовать преступления. После окончания сериала режиссёр Роб Томас хотел было снять полнометражный фильм, но продюсеры сочли его идею бесперспективной. Хорошо, что в век глобальных сетей мнение кинокомпаний не является приговором — картина вышла в прокат 14 марта 2014 года на радость фанатам.

Хотел бы я быть здесь (Wish I Was Here)

Премьера трагикомедии, снятой известным актёром и режиссёром Заком Браффом, состоялась на фестивале «Сандэнс» в 2014 году. Все зрители и критики были единодушны во мнении, что эта тонкая и трогательная история о 35-летнем актёре-неудачнике достойна внимания. Сбор средств на съёмки этого фильма был запущен весной 2013 года на Kickstarter, и уже за три дня режиссёру удалось собрать заявленную сумму — 2 миллиона долларов. К окончанию срока кампании 46 тысяч фанатов собрали для Зака больше 3 миллионов долларов, что составило половину всего бюджета. История этого народного сбора — пример того, как известный голливудский актёр может сделать действительно независимый проект, не ориентируясь на стандартные вкусы инвесторов из индустрии.

«28 панфиловцев»

В России краудфандинг пока не так развит, но свои истории успеха тоже есть. Рекордсменом среди российских «народных» кинопроектов является фильм о подвиге 28 панфиловцев, который снимают Андрей Шальопа и Ким Дружинин. Весной 2013 года создатели картины открыли на сайте Boomstarter первый сбор, который завершился более чем успешно. С тех пор они собрали с помощью краудфандинга почти 24 миллиона рублей, на которые сняли несколько фрагментов фильма. «Краудфандинг — это удивительное явление, и мировой опыт показывает, что у него большое будущее, — говорил Шальопа в интервью АиФ.ru. — В наших реалиях вопрос, во-первых, в доверии, поэтому яркие истории успеха очень важны. Во-вторых, очень важен способ сбора средств». По словам режиссёра, в таком формате, как сейчас, краудфандинговые площадки не справляются с задачей. Процесс, по мнению Шальопы, должен быть максимально упрощён, чтобы перечислить деньги можно было за секунду.

«Три мелодии»

В 2013 году рунет потрясла история известного аниматора Гарри Бардина, который был вынужден обратиться за финансовой помощью к народу, чтобы закончить свой фильм «Три мелодии». Тогда Министерство культуры сократило финансирование проекта и время, отведённое на создание анимационной трилогии. Недостающую сумму — 400 тысяч рублей — пользователи краудфандинговой площадки Planeta.ru собрали за пару дней, ещё 200 тысяч добавил сам сайт. Благодаря этому фильм был закончен в срок и получился таким, каким его задумал автор. Для самого Гарри Яковлевича эта история стала показательным примером того, как зрители в случае необходимости могут подставить плечо. Но режиссёр считает, что человеческой добротой злоупотреблять нельзя. «Я не думаю, что я теперь всю жизнь буду ходить с протянутой рукой», — сказал тогда режиссёр, отвечая на вопрос АиФ.ru о том, будет ли он в дальнейшем рассчитывать на краудфандинг.

Кинофестивали Beat Film Festival и «2morrow/Завтра»

Краудфандинг может спасти не только фильм, но и целый фестиваль. В российской практике есть два счастливых примера: весной 2014 года фестиваль нового документального кино о музыке Beat Film Festival обратился к зрителям с просьбой о поддержке — бюджет на проведение значительно вырос из-за роста курса доллара и евро. Взамен жертвователи получали эксклюзивную сувенирную продукцию с символикой фестиваля. Всю сумму (300 тысяч рублей) организаторам собрать не удалось, но и 170 тысяч, собранные в ходе кампании, помогли им провести смотр на достойном уровне.

Второй проект, выживающий за счёт народного финансирования, — фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра», организованный в 2007 году режиссёром Иваном Дыховичным. В июле 2014 года на странице фестиваля в Facebook появилось обращение организаторов ко всем зрителям с просьбой поддержать фестиваль рублём (Министерство культуры финансирование не выделило из-за неправильно оформленной заявки). К 1 ноября на сайте Planeta.ru было собрано больше 1 миллиона 200 тысяч рублей. «Фестивалю быть!» — объявила его директор Ольга Дыховичная, поблагодарив всех причастных. Вот такой хэппи-енд — кинофестиваль пройдёт в Москве с 5 по 7 декабря в кинотеатре «Фитиль».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество