6 февраля 2014 года исполняется 100 лет со дня рождения Уильяма Сьюарда Берроуза — американского писателя-представителя «бит-поколения». Эта субкультура часто отрицала устоявшиеся культурные ценности, а книги Берроуза иллюстрировали это как нельзя лучше. Он стал одним из главных действующих лиц в американской литературе второй половины ХХ века. Многие произведения были опубликованы лишь спустя годы — виной всему обилие нецензурной лексики, а также описания употребления наркотиков и сексуальных сцен, приводимые в текстах.
Роман «И бегемоты сварились в своих бассейнах» является типичным представителем творчества Берроуза. Интересно, что в основу его легла реальная история.
Летом 1944-го в пьяной драке был убит молодой человек — его зарезал его собственный любовник, который затем утопил тело в Гудзоне. Убитый был школьным другом Берроуза и случившееся буквально потрясло писателя. В соавторстве с другим известным битником, Джеком Керуаком, он создал роман «И бегемоты сварились в своих бассейнах». Речь в произведении ведётся от лица двух героев: монологи одного принадлежат Керуаку, а другого — самому Берроузу.
В годовщину со дня рождения писателя АиФ.ru публикует отрывок из провокационного романа.
***
«В понедельник домофон разбудил меня около семи. Я натянул шорты, вышел в гостиную и нажал кнопку.
— Кто там?
— Это я.
Я узнал голос Филипа и отпер дверь. Фил скользнул внутрь.
— Вот, возьми... — Он протянул раскрытую пачку «Лаки Страйк». — Последняя.
Пачка с единственной сигаретой была вся выпачкана кровью.
— Я только что убил Ала и сбросил труп с крыши, — сказал Филип.
Сигарета застыла у меня в руке.
Я сел на диван и показал на стул напротив.
— Садись и рассказывай все с самого начала.
— Мне нужно сто долларов — в Мексику поеду.
— Не спеши, парень, сначала про убийство.
— Мы пили в «Минетте», — начал он, — а потом решили прогуляться. Где-то на Второй авеню и вломились в заброшенное складское здание, хотели посмотреть, что там. Я нашел на полу топорик и стал бить стекла. Потом поднялись наверх. Ал все время твердил, что хочет со мной на корабль, я обозлился и толкнул его в грудь так, что он чуть не свалился с крыши. Посмотрел на меня и сказал: «Я хочу делать все, что ты делаешь: писать стихи, плавать по морям...» — Филип прервал рассказ и взглянул на меня. — Ты мне не веришь, да?
— Продолжай.
— Ну вот, он говорил и говорил, и тут я спросил его: «Хочешь умереть?» Он ответил, что да. Начал подшучивать, потом попытался обнять. Топорик был у меня в руке, и я ударил его по лбу. Он упал мертвый. В общем, дай мне сто долларов, мне нужно смыться из страны.
— Не дури, — сказал я. — На сотню далеко не уедешь.
Он пожал плечами.
— Как-нибудь, на попутках.
— Тебя мигом поймают.
— Все-таки не веришь, — насупился он. — Вот так всегда и бывает: копится, копится, а потом вдруг что-нибудь да случается.
— Ладно, Ала ты убил. А дальше что?
— Он лежит, глаза приоткрыты, словно смеется надо мной. Ну я и говорю: «Не фиг смеяться, сдох уже», — перекатил его ногой к краю крыши, и он свалился. Там этажей семь.
— Вас заметили?
— Нет, вряд ли.
— Вы же вместе сидели в «Минетте» и вместе вышли...
Я лихорадочно обдумывал ситуацию. Все складывалось.
— Так что гони сто долларов, — снова начал Филип, — не то и тебя пристукну. — Увидев мою улыбку, он поморщился. — Нет, не убью, конечно, но... Слушай, дай мне денег, а?
Я молчал.
Филип достал из кармана шелковый носовой платок, тоже весь в крови. В уголке виднелись инициалы «Р. А.». Он сунул платок мне под нос.
— Узнаешь?
— Да, это его. Сувенир?
— Бери, если хочешь. Оставить?
— Ты что, спятил? Забери сейчас же! Накинув халат, я стал мерить шагами комнату.
— Не дашь денег, мне электрический стул светит! — заявил Филип.
Я подошел к нему и заговорил с вкрадчивыми интонациями Клода Рейнса:
— Электрический стул? Тебе дадут не больше двух лет. Знаешь, что на самом деле произошло? Это он на тебя напал. Хотел изнасиловать. Вот ты и потерял голову. Размахнулся, ударил, он полетел с крыши. Ты был в панике, защищался как мог — вот и все. Короче, найди хорошего адвоката, и он тебя вытащит.
Филип задумчиво кивнул.
— Пожалуй, два года я выдержать смогу. Хотя... не знаю. Дай мне револьвер, я лучше застрелюсь. У тебя же есть револьвер!
— Да, есть.
— Но нет патронов?
Он прекрасно знал, что патроны у меня тоже есть.
— Патронов нет.
Фил повернулся к двери, я пошел за ним. Доверяй я полностью его рассказу, я бы, наверное, положил руку ему на плечо и сказал что-нибудь ободряющее. Но он столько раз под разными предлогами клянчил у меня деньги...
— До свидания, Филип, — сказал я сухо.
Он кивнул и вышел.
Я запер дверь. Поднял с пола окровавленную сигаретную пачку, разорвал на мелкие клочки и спустил в унитаз.
Пора было идти на работу.»
Отрывок из романа Уильяма Берроуза «И бегемоты сварились в своих бассейнах»
«Дантес». Стихотворение Леонида Филатова
«Улисс». Отрывок из романа Джеймса Джойса
«Бабий Яр». Отрывок из документального романа Анатолия Кузнецова
«Сын полка». Отрывок из повести Валентина Катаева
«Ежели дуракам волю дать, так они умных со свету сживут»