Куртизанки и святые
23 февраля 1878 г. (по некоторым данным, 1879 г.) родился Казимир Малевич, самый дорогой и продаваемый художник современности. Но, по свидетельству современников, вполне возможно, он мог покинуть этот свет гораздо раньше, так и не создав самых знаменитых своих произведений, включая «Чёрный квадрат», если бы не его вторая жена.
Встретившись однажды в Курске с дочерью фельдшера, художник безумно вдохновился... её именем. Ведь звали красавицу Казимира. «Это судьба», - решил Казимир и незамедлительно женился. Супруга Казимира привыкла к безбедной жизни, посему требовала от мужа приличных заработков. Так что Малевичу пришлось, отложив кисти, трудиться чертёжником в Управлении Курско-Московской железной дороги. Но надолго его не хватило. Малевич сбежал в Москву, где в то время бурлили новые веяния в искусстве. Казимира с детьми добралась до мужа только через два года. Увидев, что супруг в столице не преуспел, она сперва завела себе любовника-генерала, а затем и вовсе развелась с Малевичем. Следующую жену Казимир Малевич выбирал не только сердцем, но и умом. Детская писательница Софья Рафалович стала для него настоящей отдушиной. Она не пилила художника, не требовала денег, обустроила уютный дом в Немчиновке. А в тяжёлые времена буквально спасла семью от голодной смерти - плела из ниток авоськи, которые продавали соседям, чтобы хоть как-то заработать.
Но не все великие гении могли похвастаться такими преданными музами. Кому-то жёны помогали создавать великие полотна, а кому-то вставляли палки в колёса.
В Греции одной из самых известных муз считалась гетера Фрина. Чаще всего красавицу рисовали и лепили в образе Афродиты. По легенде, роковую диву приговорили к смерти за развращение «самых просвещённых граждан республики». Адвокат девушки, видя своё поражение, сорвал с неё платье… В один момент судьи оправдали Фрину за совершенные формы.
Великий Рафаэль был натурой увлекающейся. Но до поры до времени увлекался он исключительно куртизанками. Однажды в поисках натурщицы для полотна «Амур и Психея» он пошёл прогуляться в парк. Там и повстречалась ему роковая красавица 17-летняя Маргарита Лути, дочь булочника. Он приписывал ей чистоту и непорочность, изображал её в виде Богоматери (Маргарита нарисована в образе «Сикстинской Мадонны»), выкупил её у отца за 3000 золотых, поклялся ради неё забыть всех куртизанок, а она... превратилась в ту самую куртизанку. Маргарита изменяла художнику не только с его богатыми покровителями, но и с учениками. А влюблённый Рафаэль не замечал ни косых взглядов, ни злых шуток у себя за спиной. Он даже завещал своей любовнице целое состояние, которое она после его смерти незамедлительно потратила.
Любовь и ненависть
Невероятно трогательна и вместе с тем трагична любовь художника Бориса Кустодиева к его жене Юлии Прошинской. Кустодиев признавался, что влюбился в эту невероятную женщину с первого взгляда, - он даже писал с неё образ Богоматери на своих иконах. Свадьба, поездка в Европу, рождение наследника - Кустодиев считал, что судьба выдала ему счастливый билет. Но... Сын скончался от менингита в возрасте 11 месяцев, а у самого художника обнаружили опухоль спинного мозга. Дикие боли, страшные ночи, когда снится один и тот же кошмар: чёрные кошки раздирают ему спину. Юлия была всегда рядом - и друг, и жена, и сиделка, и врач одновременно. «Я терпелива», - повторяла она изо дня в день. Во время очередной операции к Юлии вышел хирург: «Мы можем спасти что-то одно: либо руки, либо ноги». «Он художник, оставьте руки», - ответила Юлия. Она придумала кресло-каталку с небольшим мольбертом, пытаясь до последнего часа сохранить в муже жажду к жизни и творчеству.
«Женщина - муза для любого художника во все времена имела первостепенное значение, - уверен художник Никас Сафронов. - Жена художника Сергея Судейкина, актриса, даже написала в начале 1920-х годов некий Кодекс жены художника. По нему, любимая женщина, супруга должна быть натурой творческой, должна любить искусство своего мужа, как и его самого, быть для него идеалом, вечной музой. И тогда художник будет больше работать, вкладывать больше эмоций, душевности и теплоты в свои картины.
Действительно, мы знаем, насколько сильно женщины повлияли на великих творцов. У Франсиско Гойи была его «Маха обнажённая», которую он писал с аристократки-любовницы герцогини Альбы, у Паоло Веронезе - жена, которую он рисовал на всех своих картинах. Когда её не стало, он сник, закрылся ото всех, купил где-то в Венеции домик, в конце концов, простудился, отказался лечиться и умер.
У Рембрандта была его прекрасная Саския - не только красивая, но и богатая. Самый плодотворный период пришёлся на годы его семейной жизни. Когда Саския скончалась, Рембрандт 12 лет хранил ей верность, перестал работать, обеднел, и его просто выгнали из дома. По чьему-то совету он вложил оставшиеся деньги в бизнес, но разорился. В результате все работы художника были проданы с молотка.
Мы помним Дали, у которого была Гала, Елена Дьяконова. Именно она сделала из него художника. О ней мечтали все мужчины, хотя она была страшненькая. Но Дали создал из неё образ Желанной Музы. Когда Галы не стало, Дали закрылся в своём замке в Испании.
Рубенс стал художником тоже благодаря любви к жене. Он начал её рисовать и после всех женщин на своих полотнах изображал похожими на неё. А сколько сделал Модильяни, влюбившись в Анну Ахматову!
Но женщины не всегда помогают творчеству, - продолжает Сафронов. - Например, Вермеера Дельфтского, написавшего знаменитый портрет «Девушка с жемчужной серёжкой», жена страшно ревновала к натурщицам. До того, что резала, полностью уничтожала полотна, чем очень мешала художнику творить. Вермеер в результате бросил творчество, потому что не смог побороть ревность своей супруги. Если женщина была искренне предана художнику, она становилась не только музой, но и соавтором его произведений. Такие счастливые творцы, как правило, проживали долгую и наполненную жизнь».