Выставка «Искусство LEGO» приехала в Москву из Милана. Она уже побывала в Юго-Восточной Азии, США и Европе. В российской столице посетить её можно будет до 16 апреля в павильоне №6 Экспоцентра. Летом экспозицию перевезут в Сочи, а затем уже покажут в Санкт-Петербурге.
Билеты на LEGO-выставку стали продавать за два с половиной месяца до открытия. За это время было раскуплено около 15000 штук. АиФ.ru поговорил с создателем необычных скульптур, чтобы узнать, сложно ли делать фигуры из кубиков, и почему они так нравятся людям.
Ирина Чухно, АиФ.ru: Как и когда вы начали собирать скульптуры из кубиков LEGO?
Натан Савайя: Всё это началось, когда мне было пять лет. В детстве мне очень нравилось проводить время за конструированием. Вновь вспомнил про своё увлечение около десяти лет назад.
Тогда я работал адвокатом, и творчество было для меня возможностью отдохнуть после трудового дня, снять усталость. Вначале пробовал лепить что-то из глины, других материалов, а потом вспомнил про LEGO. Так всё и закрутилось.В первых своих работах я воспроизводил то, что видел вокруг. Например, карандаш. Затем стал создавать какие-то абстрактные вещи. Фотографии скульптур, которые у меня получались, выкладывал на своём веб-сайте, и он довольно быстро стал популярным. Тогда я понял, что люди интересуются моим творчеством. Оставил работу адвоката и стал развиваться как художник. На протяжении уже многих лет продолжаю эту карьеру.
– Какие работы представлены на выставке?
– На выставку мы привезли 85 скульптур, на создание которых ушёл примерно миллион кубиков LEGO. Здесь можно увидеть как абстрактные вещи, так и реплики картин, животных, например, динозавра. Ещё одна интересная часть моей работы – сотрудничество с американским фотографом Дином Вестом. Для его фотографий я делал специальные фигуры из кубиков LEGO. Эти снимки здесь тоже представлены.
– Какой сюрприз вы приготовили для российских зрителей?
– Я первый раз приехал в Россию и для меня большая честь выставлять здесь свои работы. С одной стороны немного нервничаю, а с другой – невероятно счастлив такой возможности. Мне очень интересно, как в Москве примут мои работы. Специально для этой выставки я собрал из конструктора балерину.
– Почему говорят, что ваша выставка событие года в мире поп-арта?
– Даже не знаю. Может потому, что я первый привнёс LEGO в мир современного искусства. Кроме того, люди хорошо знакомы с конструктором. Все его в детстве собирали и любили с ним играть. Отсюда появляется интерес к моим работам.
– Как вы создаёте скульптуры?
– Прежде всего, конечно, должно появиться вдохновение. К счастью, мне есть откуда его черпать. Я часто путешествую по миру и знакомлюсь с разными людьми, культурами. Это меня заряжает. А дальше дело уже за визуализацией проекта. На этой стадии всё всегда происходит по-разному. Иногда я делаю наброски от руки, а бывает, что создаю модель на компьютере. К такому способу прибегаю, если нужно изучить положение тела в пространстве, сделать копию предмета древней архитектуры. Следом идёт сам процесс создания фигур из кубиков, их склейка. Это уже долгий трудоёмкий процесс.
– Все ли задумки можно воплотить в LEGO?
– Не думаю, что есть какие-то вещи, которые невозможно сделать из LEGO. Я берусь за сложные проекты, и пока мне всё удаётся.
– Если вы обнаружили ошибку у основания скульптуры, то полностью её разрушаете или разбираете только неверную часть?
– Я хочу, чтобы все мои работы выглядели идеально, поэтому, если замечаю ошибку, беру стамеску и откалываю от неё неправильный кусок. Поэтому процесс сборки иногда занимает один, а то и несколько месяцев.
– Сколько обычно уходит времени и деталей на создание одной скульптуры?
– Всё зависит от размера предмета. Если мы говорим о фигуре человека, например, то на неё обычно уходит от двух до трёх недель и примерно 15 тысяч кубиков.
– Где берёте кубики?
–Я, как и все остальные, их покупаю, правда, в огромных количествах. В месяц по несколько сот тысяч кубиков.
– Как происходит транспортировка экспонатов?
– Когда я делаю скульптуры, то все кубики LEGO склеиваю между собой. Так экспонаты можно перевозить в собранном виде, не повреждая их. Большие фигуры, как, например, динозавра, для удобства разделяю на несколько частей. А потом уже на месте собираю их.
– Как выглядит ваша мастерская?
– Моя мастерская в Лос-Анджелесе довольно сильно отличается от обычных художественных студий. В ней хранится около шести миллионов кубиков LEGO, отсортированных в контейнеры по цвету и размеру. В одном из залов выставки воспроизведено моё рабочее место. Конечно, это не точная копия, потому что в настоящей мастерской всё намного хаотичнее, но представление о ней можно составить.
– Что самое сложное в вашей работе: творческая составляющая или физический труд?
– Всё зависит от того, над какой статуей ведётся работа. Некоторые фигуры требуют большой и сложной работы с точки зрения инженерии. Да и сама сборка – довольно трудоёмкий процесс. Вы видите, как выглядят мои руки? Они все в мозолях.
– Как вы считаете, каждый ли может стать художником и создавать скульптуры из LEGO?
– Мне кажется, что каждый ребёнок, когда он создаёт что-нибудь из LEGO, уже является художником. Поэтому всё зависит от нас самих.
– Вы счастливый человек, потому что превратили своё хобби в работу. Чем сейчас занимаетесь в свободное время?
– На самом деле, у меня не так много свободного времени, потому что практически всё оно уходит на создание скульптур из кубиков. Хотя есть одно хобби – это кулинария. Люблю готовить.
– Какую скульптуру и почему вы цените больше всего?
– Я не могу выбрать одну любимую скульптуру, потому что все они для меня как дети. Но, наверное, с точки зрения сложности создания и инженерной разработки – динозавр и ещё представленное здесь красное платье. Это тоже довольно сложная работа, потому что в ней я пытался передать из прямоугольных кубиков LEGO, как подол развевается на ветру.